ГБОУ школа 1373 группа № 7 ОДО 4
Выступление на педагогическом совете «Мониторинг индивидуального развития детей в ДОУ»Изменения в сфере дошкольного образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу, поскольку он имеет свою специфику. Для мониторинга индивидуального развития детей в ДОУ, реализующего программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Московским центром качества образования опубликованы методические рекомендации, в которых предложены диагностические карты (карты наблюдений) Данные карты наблюдений включают показатели развития по пяти образовательным областям согласно ФГОС ДО: · физическое развитие; · социально-коммуникативное развитие; · художественно-эстетическое развитие; · познавательное развитие; · речевое развитие; Именно эти карты наблюдений используются в нашей работе. Но как такового единого стандартизованного инструментария для проведения мониторинга нет. При этом разработчики ФГОС предлагают ещё несколько программ диагностики (мониторинга) детей: Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах»; Л. В. Свирская «Мониторинг достижений воспитанниками ДОУ»; Н. А. Бурлакова «Мониторинг достижений детьми планируемых результатов» В рамках одного из вебсеминаров, Александр Григорьевич Асмолов говорил о том, что концепции стандарта не противоречит карта развития, предложенная Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым. Именно с ней мы хотели бы вас сегодня познакомить. Данная карта развития состоит из двух частей: нормативной карты, отражающей становление инициативности в разных видах деятельности, и карты, отражающей психологический фон развития. Сегодня мы хотели бы познакомить вас с нормативной картой развития. Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Первое, что учитывалось при построении карты развития, - это занятость воспитателя. Поэтому карта должна быть безусловно полезной и быть предельно компактной. Далее, чтобы воспитатель мог оперативно использовать эту карту в своей практике, она должна органично входить в его сознание и служить удобной целостной меркой развития ребенка, соответствие которой (или отклонение от нее) и направляли бы педагогическую работу. В основу нормативной карты развития положены два момента. Первый момент - учет интегральных показателей развития ребенка в дошкольном возрасте. Здесь авторы выделяют крайние нормативные точки - 3 года и 6-7 лет (соответствующие началу и концу возрастного диапазона) и точку качественного сдвига в психическом складе ребенка, когда можно сказать, что он уже не такой, как в 3 года, но еще не такой, как в 6-7 лет. Опираясь на многочисленные научные исследования развития детей, этот сдвиг отнесли к промежутку между 4-5 годами. Таким образом, в диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых должна служить самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании продвижения детей. Тогда качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают перед нами в виде трех ступеней (уровней): 1) ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация; 2) появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определенного результата); 3) четко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определенного результата. Второй момент, положенный в основу нормативной карты развития - учет возрастающей активности, инициативы ребенка в различных жизненных сферах. Основанием выделения сфер инициативы послужили мотивационно-содержательные характеристики деятельности. А это: 1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи); 3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи); 4) познавательная инициатива - любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения). В соответствии с качественными сдвигами в интеллектуально-мотивационной структуре деятельности инициатива в каждой сфере была представлена на трех качественных уровнях, типичных для того или иного возрастного диапазона. С учетом обоих моментов был намечен общий «каркас» нормативной карты развития, ее схема-матрица (См. табл. 1) Авторы полагали, что каждую сферу инициативы целесообразно оценивать через конкретные виды культурной практики ребёнка: творческую инициативу – через сюжетную игру; целеполагание и волевое усилие – через продуктивную деятельность; коммуникативную инициативу – через совместную игровую и продуктивную деятельность; познавательную инициативу – через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность Качественные уровни инициативы в той или иной сфере авторами описаны следующим образом: (см. табл. 2) 3 декабря 2017 в 17:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.