ГБОУ школа 1373 группа № 7 ОДО 4

Выступление на педагогическом совете «Мониторинг индивидуального развития детей в ДОУ»

 Изменения в сфере дошкольного образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу, поскольку он имеет свою специфику.

Для мониторинга индивидуального развития детей в ДОУ, реализующего программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Московским центром качества образования опубликованы методические рекомендации, в которых предложены диагностические  карты (карты наблюдений)

Данные карты наблюдений включают показатели развития по пяти образовательным  областям согласно ФГОС ДО:

· физическое развитие;

· социально-коммуникативное развитие; 

· художественно-эстетическое развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

 Именно эти карты наблюдений используются в нашей работе.

Но как такового единого стандартизованного инструментария для проведения мониторинга нет. При этом разработчики ФГОС предлагают ещё несколько программ диагностики (мониторинга) детей:

Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах»;

Л. В. Свирская «Мониторинг достижений воспитанниками ДОУ»;

Н. А. Бурлакова «Мониторинг достижений детьми планируемых результатов»

В рамках одного из вебсеминаров,  Александр Григорьевич Асмолов говорил о том, что концепции стандарта не противоречит карта развития, предложенная Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым. Именно с ней мы хотели бы вас сегодня познакомить.

Данная карта развития состоит из двух частей: нормативной карты, отражающей становление инициативности в разных видах деятельности, и карты, отражающей психологический фон развития. Сегодня мы хотели бы познакомить вас с нормативной картой развития. Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности.

Первое, что учитывалось при построении карты развития, - это занятость воспитателя. Поэтому карта должна быть безусловно полезной и быть предельно компактной.

Далее, чтобы воспитатель мог оперативно использовать эту карту в своей практике, она должна органично входить в его сознание и служить удобной целостной меркой развития ребенка, соответствие которой (или отклонение от нее) и направляли бы педагогическую работу.

В основу нормативной карты развития положены два момента.

Первый момент - учет интегральных показателей развития ребенка в дошкольном возрасте. Здесь авторы выделяют крайние нормативные точки - 3 года и 6-7 лет (соответствующие началу и концу возрастного диапазона) и точку качественного сдвига в психическом складе ребенка, когда можно сказать, что он уже не такой, как в 3 года, но еще не такой, как в 6-7 лет. Опираясь на многочисленные научные исследования развития детей, этот сдвиг  отнесли к промежутку между 4-5 годами.

Таким образом, в диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых должна служить самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании продвижения детей.

Тогда качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают перед нами в виде трех ступеней (уровней):

1) ситуативная  связанность  наличным предметным полем, процессуальная мотивация;

2) появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определенного результата);

3) четко  оформленный  замысел  (цель), воплощающийся  в  продукте  (результате), мотивация достижения определенного результата.

Второй момент, положенный в основу нормативной карты развития - учет возрастающей активности, инициативы ребенка в различных жизненных сферах.

Основанием выделения сфер инициативы послужили мотивационно-содержательные характеристики деятельности. А это:

1)  творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

2)  инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка  во  взаимодействие со сверстниками,  где  развиваются  эмпатия, коммуникативная функция речи);

4) познавательная инициатива - любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения).

В соответствии с качественными сдвигами в интеллектуально-мотивационной структуре деятельности инициатива в каждой сфере была представлена на трех качественных уровнях, типичных для того или иного возрастного диапазона.

С учетом обоих моментов был намечен общий «каркас» нормативной карты развития, ее схема-матрица (См. табл. 1)

Авторы полагали, что каждую сферу инициативы целесообразно оценивать через конкретные виды культурной практики ребёнка: творческую инициативу – через сюжетную игру; целеполагание и волевое усилие – через продуктивную деятельность; коммуникативную инициативу – через совместную игровую и продуктивную деятельность; познавательную инициативу – через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность

Качественные уровни инициативы в той или иной сфере авторами описаны следующим образом: (см. табл. 2)

3 декабря 2017 в 17:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.