ГБОУ школа 1373 группа № 7 ОДО 4

Образовательная программа по бисероплетению

 1. Пояснительная записка.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят.

Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Бисероплетение – вид рукоделия, которым занимались еще древние люди. Они делали украшения из ракушек, камешков, когтей и клыков, нанизывая их на высушенные жилы животных.

Современное бисероплетение представляет собой плетение из бисера – маленьких стеклянных бусинок разных форм, размеров и цветов.

Это искусство, которому  покорны все возрасты: малыши увлеченно нанизывают бусы, подростки плетут "фенечки" и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев.

Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.

Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.

Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.

Целесообразность. Бисероплетение – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом  является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с бисером.

Мы считаем, что занятия бисероплетением будут комплексно воздействовать на развитие ребенка:

Эти занятия повысят сенсорную чувствительность;

Синхронизируют работу обеих рук;

Разовьют воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

Сформируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Будут способствовать формированию умственных способностей детей, расширять их художественный кругозор, способствовать формированию художественно-эстетического вкуса.

 

2. Цели, задачи

Цели программы: Раскрытие перед детьми дошкольного возраста социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также воспитание у детей эстетического отношения к действительности.

 

Задачи программы:

Образовательные:

· углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;

· формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;

· осваивать техники бисероплетения.

· научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;

· научить правильно организовывать рабочее место;

· научить работать с различными материалами;

· создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;

Развивающие:

· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

· развивать память, пространственное мышление;

· развивать самостоятельность и аккуратность в работе.

· формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

ценностно-ориентационная компетентность: воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество

информационно-познавательная компетентность: воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства

регулятивно - поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми

коммуникативная компетентность: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению

культурно-социальная компетентность: приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Принципы:

· Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);

· Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

· Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера;

· Принцип единства развития и воспитания;

· Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

· Принцип общедоступности;

· Принцип преемственность;

· Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

· Принцип свободы выбора;

· Принцип успешности;

· Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

· Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.

· Принцип системности.

Образовательная  программа по бисероплетению «Умелые ручки» составлена с учетом требований современной педагогики, интересов детей и современной жизни.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требования познавательной деятельности ребёнка.

В программе участвуют дети от 5 до 6 лет.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (старший  возраст).

Дополнительная образовательная деятельность "Умелые ручки" проводится 2 раза в неделю. Продолжительность 1 занятия для детей 5-6 лет - 30 минут, в месяц 8 занятий, в год - 56 занятий. В середине занятий проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз  в форме игры.

3. Методические рекомендации по организации занятий .

Структура занятия

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов плетения.

3. Плетение детьми.

4. Физ. пауза.

5.Рассматривание готовых работ.

Организация учебного процесса:

При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой, бисером и ножницами.

2. Не мешать ребенку творить.

3. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

4. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

5. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

6. Поддерживать инициативу детей.

7. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Способы плетения

1. Конструктивный – плетение предмета из отдельных частей.

2. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных техник плетения.

Техника плетения

-Простое  низания бусин на леску и проволоку

-Параллельное плетение

-Колечки


4.Содержание дополнительной  программы «Умелые ручки»

• Для выполнения поставленных задач темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;

• предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;

• в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.

• данная программа интегрируется с образовательными областями: "Познавательное развитие, "Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.

3 декабря 2017 в 16:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.