ГБОУ школа 1373 группа № 7 ОДО 4
Образовательная программа по бисероплетению1. Пояснительная записка. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь. В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят. Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Бисероплетение – вид рукоделия, которым занимались еще древние люди. Они делали украшения из ракушек, камешков, когтей и клыков, нанизывая их на высушенные жилы животных. Современное бисероплетение представляет собой плетение из бисера – маленьких стеклянных бусинок разных форм, размеров и цветов. Это искусство, которому покорны все возрасты: малыши увлеченно нанизывают бусы, подростки плетут "фенечки" и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев. Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий. Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей. Целесообразность. Бисероплетение – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с бисером. Мы считаем, что занятия бисероплетением будут комплексно воздействовать на развитие ребенка: Эти занятия повысят сенсорную чувствительность; Синхронизируют работу обеих рук; Разовьют воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук; Сформируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Будут способствовать формированию умственных способностей детей, расширять их художественный кругозор, способствовать формированию художественно-эстетического вкуса.
2. Цели, задачи Цели программы: Раскрытие перед детьми дошкольного возраста социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также воспитание у детей эстетического отношения к действительности.
Задачи программы: Образовательные: · углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения; · формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения; · осваивать техники бисероплетения. · научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края; · научить правильно организовывать рабочее место; · научить работать с различными материалами; · создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника; Развивающие: · развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности; · развивать память, пространственное мышление; · развивать самостоятельность и аккуратность в работе. · формировать эстетический и художественный вкус. Воспитательные: ценностно-ориентационная компетентность: воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество информационно-познавательная компетентность: воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства регулятивно - поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми коммуникативная компетентность: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению культурно-социальная компетентность: приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности. Принципы: · Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии); · Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах; · Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера; · Принцип единства развития и воспитания; · Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения; · Принцип общедоступности; · Принцип преемственность; · Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка; · Принцип свободы выбора; · Принцип успешности; · Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития. · Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей. · Принцип системности. Образовательная программа по бисероплетению «Умелые ручки» составлена с учетом требований современной педагогики, интересов детей и современной жизни. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требования познавательной деятельности ребёнка. В программе участвуют дети от 5 до 6 лет. Данная программа рассчитана на 1 год обучения (старший возраст). Дополнительная образовательная деятельность "Умелые ручки" проводится 2 раза в неделю. Продолжительность 1 занятия для детей 5-6 лет - 30 минут, в месяц 8 занятий, в год - 56 занятий. В середине занятий проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз в форме игры. 3. Методические рекомендации по организации занятий . Структура занятия 1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). 2. Объяснение, показ приемов плетения. 3. Плетение детьми. 4. Физ. пауза. 5.Рассматривание готовых работ. Организация учебного процесса: При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила: 1. С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой, бисером и ножницами. 2. Не мешать ребенку творить. 3. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое. 4. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности. 5. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его 6. Поддерживать инициативу детей. 7. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка. Способы плетения 1. Конструктивный – плетение предмета из отдельных частей. 2. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных техник плетения. Техника плетения -Простое низания бусин на леску и проволоку -Параллельное плетение -Колечки
• Для выполнения поставленных задач темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным; • предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности; • в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз. • данная программа интегрируется с образовательными областями: "Познавательное развитие, "Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие» основной образовательной программы ДОУ. 3 декабря 2017 в 16:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.