ГБОУ школа 1373 группа № 7 ОДО 4
Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)ГБОУ Школа №1373 ОДО 4 Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа) Подготовили и провели: Воспитатели1квалификационной категории Серова Н.А., Чиж Л.А. Москва 2017-2018 год
Разделы: 1. Актуальность проекта 2.Цели 3.Задачи 3.1 Методы решения задач 4.Этапы реализации 5. Ожидаемые результаты 6. Заключение 7.Приложение 1.Актуальность проекта: Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир. Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной. Участники проекта:дети –педагоги - родители По количеству участников: коллективный Тип проекта: познавательно – творческий По продолжительности реализации проекта: продолжительный. Проблема: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности. Идея проекта: Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе. 2. Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий; создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу. 3. Задачи: 1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться). 2. Формировать учебно - познавательные мотивы. 3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность. 4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения. 5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку. 6. Способствовать снижению чувства тревожности. 7. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей. Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению. 3.1 Методы решения задач: 1.Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование. 2. Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, обыгрывание различных ситуаций, решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование. 3. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий. 4. Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация. 5. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц. 4. Этапы реализации проекта Подготовительный этап - «Круг проблем». В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта, и подбираются материалы: - изучение научной и методической литературы по теме проекта; - диагностика; - анкетирование родителей; - планирование образовательной деятельности в рамках проекта; - комплексный план взаимодействия с родителеми; - разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса. - подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.). На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.
Взаимодействие детского сада и школы комплекса, а так же детей и родителей. Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы: «А я это делаю так!». Формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.
На завершающем этапе планируется: - оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации; - семинар – практикум для педагогов в рамках проведения ОДО 4 «Подготовка детей к школьному обучению, через использование педагогических технологий»; - создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно - образовательного процесса; - фотосессия. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами и учащимися начальных классов СОШ, использовании педагогических технологий при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Содержание проекта строится на принципах: •Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества. •Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее. •Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка. •Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции. Роль родителей в подготовке к школе. Имеется немало семей, в которых с раннего детства большое внимание уделяется правильному воспитанию и развитию детей, укреплению их здоровья, формированию положительных нравственных качеств и норм поведения. Есть семьи, в которых вся забота о детях сводится в основном к тому, чтобы их лучше одеть, накормить, обеспечить всеми благами, а умственное развитие и нравственное воспитание пущены на самотек. Встречаются, к сожалению, и такие семьи, где вообще отсутствует надзор и воспитание детей со стороны родителей. А ведь роль семьи в подготовке ребенка к школе велика. Она начинается практически с пеленок, ведь все первоначальные знания, умения и навыки, то есть всестороннее развитие, ребенок получает в семье. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе: Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по данной теме. Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий. - на коллективные, - индивидуальные, - наглядно-информационные. Нетрадиционные формы общения с родителями: • Совместные досуги, праздники. • Участие родителей в выставках. • Организация дней открытых дверей. • Выпуск газет. • Занятия о профессиях, которые проводят родители. В работе по подготовке к школе детей также используются:
Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей: 1. Как определить ведущую руку будущему первокласснику; 2.Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника. 2. Беседы, консультации, рекомендации (воспитателя, врача; музыкального руководителя по адаптации и подготовке к школе); Организационные мероприятия по подготовке к школе. 1. Педсовет «Скоро в школу». 2. Родительские собрания. 3. Выставки творчества детей и взрослых. 4. Выставка детской литературы для семейного чтения. 5. Выставка педагогической литературы для родителей. 6. Рекламно-информационный стенд. 7. Подарки и приглашения к праздникам. 8. Газета для родителей «Скоро в школу». 9.Организация праздников и развлечений. 10.Изготовление костюмов и атрибутов; 11.Организация дней рождения детей; 12.Участие в спортивных развлечениях; 13.Фотографирование детей, видеосъемка. Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении. Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: 1. всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое); 2. специальная подготовка к усвоению школьных предметов. План сотрудничества с родителями детей подготовительных к школе групп (сентябрь 2017 - апрель 2018 года)
План образовательной деятельности по подготовке детей к школе (подготовительная группа).
5. Ожидаемые результаты формирование «внутренней позиции будущего ученика», эмоционально – положительное отношение к школе; расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике; освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей; обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.Как следствие этого - более высокие показатели адаптации детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей. Родители: • уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка; • смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами. Педагоги: • получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях; • реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий; • получат возможность оперативного получения «обратной» связи. Дети: • получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями. Заключение. На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы: 1) поставленная нами цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана;
Социализация в жизни человека – необходимый процесс его развития, она влияет на морально-нравственную, психологическую, коммуникативную, интеллектуальную составляющие его личности. Если исключить этот процесс из стадий развития человека, то не сложилось бы в мире такого понятия как “социум”, человек был бы примитивен в своих потребностях, желаниях и интересах, да и вообще человечество не развивалось, а находилось бы на одной ступени развития – примитивной. Семейная социализация – один из видов социализации, то с чем ребенок сталкивается в первые годы своей жизни. Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем. Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы. Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития. Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также, школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с родителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями и имеется Родительский комитет. Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.
Список литературы: 1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141. 2. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32. 3. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142. 4. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с. 5. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10. 6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528. 7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208. 8. Домбровская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. – 2008. – № 10. – с. 65–69. 9. Каирова А.И., Петрова Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: “Советская энциклопедия”, 1964. 10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240. 11. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – с. 288. 12. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Изд.центр “Академия”, 2003. – с. 336. 13. Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63. 14. Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 100–106. 15. Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А. Лебедева, И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск, СГПИ, 2004. 16. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-М.: Изд.центр “Академия”, 2002. 17. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004. 18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип. –М.: Изд.центр “Академия”, 1998. – с. 456. 19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.пед.вузов: В 3кн.-3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – с. 632. 20. Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание.-1998.-№4. 21. Платохина Н.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами в процессе развития у детей ценностного отношения к родному краю // Детский сад А до Я. – 2008. – № 5. – с. 44–56. 22. Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи. 23. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36. 24. Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139. 25. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004. 26. Трубайчук Л.В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 6–12. 27. Фомина В.П. Особенности организации образовательного процесса (из опыта работы) [текст] / В.П. Фомина // Образование в современной школе. – 2007. – № 2. – с.13–20. 28. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. А.В. Мудрика.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004. – с.352. 29. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г. 30. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Москва. 1995 г. 31. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г. 32. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г. 33. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г. 1. Алямовская В. Г., С. Н. Петрова «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002 2. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003 3. Коваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М. : Изд-во Эксмо, 2003 4. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 5. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003 6. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М. : ТЦ Сфера, 2006 7. Попова Д. А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006 8. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2002 9. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2003 10. Чивикова Н. Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М. : Рольф, 2001 11. Шевердина Н. А., Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004 12. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003 1.Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград: издательство «Учитель», 2012. 223 с.
21 ноября 2017 в 15:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.