ГБОУ школа 1373 группа № 7 ОДО 4

Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)

 ГБОУ Школа №1373 ОДО 4

Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)

Подготовили и провели:

Воспитатели1квалификационной категории

Серова Н.А., Чиж Л.А.

Москва 2017-2018 год

 

 Разделы: 

1. Актуальность проекта

2.Цели

3.Задачи

3.1 Методы решения задач

4.Этапы реализации

5. Ожидаемые результаты

6. Заключение

7.Приложение


 

1.Актуальность проекта: Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир.

Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Участники проекта:дети –педагоги - родители

По количеству участников: коллективный

Тип проекта: познавательно – творческий

По продолжительности реализации проекта: продолжительный.

Проблема: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Идея проекта:

Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе.

2. Цель: 

Формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий; создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

3. Задачи:

1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).

2. Формировать учебно - познавательные мотивы.

3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.

4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.

6. Способствовать снижению чувства тревожности.

7. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.

3.1 Методы решения задач:

1.Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.

2. Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, обыгрывание различных ситуаций, решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование.

3. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

4. Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация.

5. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.

4. Этапы реализации проекта

Подготовительный этап - «Круг проблем».

В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта, и подбираются материалы:

   - изучение научной и методической литературы по теме проекта;

   - диагностика;

   - анкетирование родителей;

   - планирование образовательной деятельности в рамках проекта;

   - комплексный план взаимодействия с родителеми;

   - разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.

   - подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).

На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.

  1. Основной этап - «Копилка идей» (реализация проекта).

Взаимодействие детского сада и школы комплекса, а так же детей и родителей. Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы: «А я это делаю так!». Формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.

  1. Заключительный этап.

На завершающем этапе планируется:

- оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации;

- семинар – практикум для педагогов в рамках проведения  ОДО 4 «Подготовка детей к школьному обучению, через использование педагогических технологий»;

- создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно - образовательного процесса;

- фотосессия.

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами и учащимися начальных классов СОШ, использовании педагогических технологий при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Содержание проекта строится на принципах:

•Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

•Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.

•Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

•Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.

Роль родителей в подготовке к школе.

Имеется немало семей, в которых с раннего детства большое внимание уделяется правильному воспитанию и развитию детей, укреплению их здоровья, формированию положительных нравственных качеств и норм поведения. Есть семьи, в которых вся забота о детях сводится в основном к тому, чтобы их лучше одеть, накормить, обеспечить всеми благами, а умственное развитие и нравственное воспитание пущены на самотек. Встречаются, к сожалению, и такие семьи, где вообще отсутствует надзор и воспитание детей со стороны родителей. А ведь роль семьи в подготовке ребенка к школе велика. Она начинается практически с пеленок, ведь все первоначальные знания, умения и навыки, то есть всестороннее развитие, ребенок получает в семье.

Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы.

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по данной теме.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

- на коллективные,

- индивидуальные,

- наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

• Совместные досуги, праздники.

• Участие родителей в выставках.

• Организация дней открытых дверей.

• Выпуск газет.

• Занятия о профессиях, которые проводят родители.

В работе по подготовке к школе детей также используются:

  1. Анкетирование, тестирование, диагностика (по эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе; выявление особенностей воспитания детей в семье).
  2. Проективная методика «Моя семья».

Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей:

1. Как определить ведущую руку будущему первокласснику;

2.Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника.

2. Беседы, консультации, рекомендации (воспитателя, врача; музыкального руководителя по адаптации и подготовке к школе);

Организационные мероприятия по подготовке к школе.

1. Педсовет «Скоро в школу».

2. Родительские собрания.

3. Выставки творчества детей и взрослых.

4. Выставка детской литературы для семейного чтения.

5. Выставка педагогической литературы для родителей.

6. Рекламно-информационный стенд.

7. Подарки и приглашения к праздникам.

8. Газета для родителей «Скоро в школу».

9.Организация праздников и развлечений.

10.Изготовление костюмов и атрибутов;

11.Организация дней рождения детей;

12.Участие в спортивных развлечениях;

13.Фотографирование детей, видеосъемка.

Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ.

От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: 1. всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое); 

2. специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

 План сотрудничества с родителями детей подготовительных к школе групп

(сентябрь 2017 -  апрель 2018 года)

Мероприятие

Цель

Сроки

Ответственные

Общее родительское собрание для старших, подготовительных к школе групп «Скоро в школу».

Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению, знакомство с вариативными программами начального образования в школе.

Сентябрь, 2017

Воспитатели подготовительной группы

Старший воспитатель

Консультации:
- «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
- «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет» 
- «Тип личности ребенка и его готовность к школе».

Повышение психолого-педагогической компетентности  по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению.

Октябрь -
декабрь, 2017

Воспитатели подготовительной группы

Психолог

Анкетирование родителей
«Готов ли ребенок к обучению в школе».

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года.

Январь, 2018

Воспитатели подготовительной группы

Семинар-практикум
«В семье первоклассник».

Подготовка родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

Март, 2018

Воспитатели подготовительной группы

Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению.

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного  года. 

Апрель, 2018

Воспитатели подготовительной группы

Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах.

Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе.

Январь, апрель, 2018

Воспитатели подготовительной группы

Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей.

Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе.

Регулярно

Воспитатели подготовительной группы

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
«Советы родителям будущих первоклассников»,
«Готовим руку к письму»,
«Как подготовить ребенка к школе»,
«Леворукий ребенок»,
«Учим детей считать, писать, читать»,
«Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста»,
«Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе»,
«Как выбрать программу обучения для своего ребенка».

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

Регулярно

Воспитатели подготовительной группы

 

 

 

План образовательной деятельности по подготовке детей к школе (подготовительная группа).

Мероприятие

Задачи

Дата проведения

Экскурсия в школу.

Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни.

Ноябрь, 2017

Март, 2018

Беседа «Профессия-учитель».

Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Октябрь, 2017

Апрель, 2018

Интеллектуальная игра

«Я знаю все».

Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности.

Февраль, 2018

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Периодически

Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ).

Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.

Периодически

Выставка детских работ

«Я рисую школу».

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки.

Апрель, 2018

Дидактическая игра

«Собери портфель».

Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания.

Сентябрь, 2017

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи.

Январь, 2018

Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе

Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Периодически

Беседа о школьной библиотеке.

Формировать знания дошкольников о библиотеке  и  ее назначении.

Февраль, 2018

Экскурсия в школьную библиотеку.

Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам.

Март, 2018

Вечер загадок «Скоро в школу».

Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления.

Периодически

Беседа об уроках, переменах и 
школьном звонке.

Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению.

Периодически

Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе».

Развивать внимание, память, мышление. 
Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам.

Апрель, 2018

Развлечение «Прощай, детский сад.
Здравствуй, школа!»

Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу.

Май

5. Ожидаемые результаты

формирование «внутренней позиции будущего ученика», эмоционально – положительное отношение к школе;  расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике; освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей; обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.

Как следствие этого - более высокие показатели адаптации детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.

Родители:

• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;

• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами.

Педагоги:

• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;

• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий;

• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.

Дети:

• получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.

Заключение.

На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1) поставленная нами цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана;
2) мы рассмотрели такие понятия как “социализация”, “семейная социализация”, “младший школьный возраст”;
3) мы подробно познакомились с такими учреждениями как детский сад и школа, узнали, что они могут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие как у педагогов и родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка при подготовке и поступлении в школе.

Социализация в жизни человека – необходимый процесс его развития, она влияет на морально-нравственную, психологическую, коммуникативную, интеллектуальную составляющие его личности. Если исключить этот процесс из стадий развития человека, то не сложилось бы в мире такого понятия как “социум”, человек был бы примитивен в своих потребностях, желаниях и интересах, да и вообще человечество не развивалось, а находилось бы на одной ступени развития – примитивной.

Семейная социализация – один из видов социализации, то с чем ребенок сталкивается в первые годы своей жизни.

Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.

Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы.

Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития.

Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также, школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с родителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями и имеется Родительский комитет.

Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.

 

 

 

 

Список литературы:

1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.

2. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.

3. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.

4. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.

5. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.

6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208.

8. Домбровская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. – 2008. – № 10. – с. 65–69.

9. Каирова А.И., Петрова Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: “Советская энциклопедия”, 1964.

10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.

11. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – с. 288.

12. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Изд.центр “Академия”, 2003. – с. 336.

13. Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63.

14. Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 100–106.

15. Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А. Лебедева, И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск, СГПИ, 2004.

16. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-М.: Изд.центр “Академия”, 2002.

17. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004.

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип. –М.: Изд.центр “Академия”, 1998. – с. 456.

19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.пед.вузов: В 3кн.-3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – с. 632.

20. Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание.-1998.-№4.

21. Платохина Н.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами в процессе развития у детей ценностного отношения к родному краю // Детский сад А до Я. – 2008. – № 5. – с. 44–56.

22. Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.

23. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.

24. Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.

25. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.

26. Трубайчук Л.В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 6–12.

27. Фомина В.П. Особенности организации образовательного процесса (из опыта работы) [текст] / В.П. Фомина // Образование в современной школе. – 2007. – № 2. – с.13–20.

28. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. А.В. Мудрика.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004. – с.352.

29. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г.

30. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Москва. 1995 г.

31. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.

32. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.

33. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

1. Алямовская В. Г., С. Н. Петрова «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002

2. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003

3. Коваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М. : Изд-во Эксмо, 2003

4. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

5. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003

6. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М. : ТЦ Сфера, 2006

7. Попова Д. А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006

8. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2002

9. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2003

10. Чивикова Н. Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М. : Рольф, 2001

11. Шевердина Н. А., Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004

12. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003

1.Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград: издательство «Учитель», 2012. 223 с. 
2. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт. М.: Обруч, 2011. 240 с. 
3. Словарь терминов «Дошкольное образование». М.: «Издательство «Айрис – пресс», 2005.

21 ноября 2017 в 15:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.