ГБОУ школа 1373 группа № 7 ОДО 4
Проект "Книга-лучший друг"Познавательный проект в в старшей группе № 2519 «Книга-лучший друг» Серова Н.А. Воспитатель 1 квалификационной категории Москва, 2016 г. Вид проекта: групповой, информационно - практико - ориентированный Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников. Область программы: познавательно-речевое развитие; чтение художественной литературы Наличие межпредметных связей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Значимая проблема. Дети дошкольного возраста мало знакомы с литературным наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь. Цель проекта: введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей; выявить знание детских сказок через различные виды игр; привлечь родителей к сотрудничеству в рамках проекта; воспитывать желание детей к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней. ЗАДАЧИ: • Способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала; • Способствовать расширению кругозора детей; • Повысить рейтинг книги в организации досуга дошкольников и стимулировать желание постоянного общения с книгой; • Раскрыть творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, викторины, конкурсы, ролевые игры; • Способствовать совместному творчеству детей и родителей в продвижении семейного чтения. Актуальность темы: Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам. Не отрицая значения электронных источников информации, нельзя не заметить, что именно книги в большей степени способствуют в воспитании чувств, более глубокому освоению знаний, повышения интереса к книге. В результате анкетирования родителей выяснилось, что во всех семьях ежедневное чтение не является традицией. В основном читают детям тогда, когда попросят сами дети. Не многие родители после прочтения книги обсуждают с ребёнком содержание произведений, и крайне редко или чаще всего не посещают детскую библиотеку. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать детям, ведь исходя из этого, происходит формирование круга детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают) и воспринимают дети. Сюда входит: детская литература, детское творчество, детские газеты и журналы с учётом возрастных особенностей – быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания, сложность его переключения, недостаточный объём памяти, отсутствие личного опыта. Сегодня, когда дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т. к. это положительно влияет не только на успеваемость ребёнка, но и на общее развитие. Самостоятельное, индивидуальное посещение библиотеки ребёнком затруднительно в силу своего возраста, поэтому «функцию» читального зала должен взять «книжный уголок» в группе, в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения. Ожидаемые результаты проекта: Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Умение детей высказывать идеи и предложения. Активное участие предположительно родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности семейного чтения. Значимость проекта «Книжкина неделя» в том, что благодаря проекту расширилось взаимодействие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей по приобщению детей к прекрасному миру литературы. Этапы реализации проекта Перед проведением проекта в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг по следующим темам: "Эту книжку я люблю!", "Самый сказочный писатель", "Книги разные нужны, книги всякие важны"; составлен перспективный план; проводилась беседы о том. Какк рождалась книга и какие бывают книги; заучивались стихи для участия в литературной викторине; в раздевалке были представлены рекомендации для родителей; дети изготавливали закладки для книг, ремонтировали книги. Детям и родителям было дано домашнее задание: перечитать любимые книжки и "издать" свою книжку – малышку по любой тематике. Этапы работы: 1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая книга», анкетирование родителей «Книга в вашем доме», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий. 2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности. Формы организации работы 2 этапа: Формы работы с детьми. Тематические беседы: - Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книгу? » - Беседа "Какие бывают книги?" - Беседа «Как рождается книга» - Показ презентации «История создания книги» - Опрос детей: «Моя любимая книга». - Драматизация сказки «Зайкина избушка». Знакомство с пословицами о книгах. - Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ». (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно) Чтение художественной литературы Художественно – продуктивная деятельность: - Конструирование из бумаги «Закладка для книги». - Рисование иллюстраций к сказке «Колобок» - рисование «Моя любимая книга» - КВН «Книга – наш лучший друг» Консультации для родителей: "Чтобы сказка не стала грустной", «Ребёнок и книга». Памятка для родителей по развитию читательского интереса детей. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса. Дидактическая игра «Угадай, что за сказка?»; Игра с мячом «Лови-бросай, сказки называй!». Сюжетно-ролевая игра: «Книжный магазин» Подвижные игры: «Теремок». «Волк и козлята». «Хитрая лиса». «Бабка Ёжка»; Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница» 3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели. Мероприятия с родителями: 1. Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома» 2. Изготовление книжек-малышек. Результат реализации проекта: 1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей. 2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов. 3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги. 4. Были организованы для детей тематические выставки. 5. Дети научились ремонтировать книги. 6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям. 7. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению. В течение недели дети познакомились с историей возникновения книги , выполнили коллективные работы; подготовили материал для выставок; вместе с родителями "издали" книжки -малышки, нарисовали героев любимых книг; приняли участие в различных конкурсах; научились "лечить" и беречь книги. У детей остались хорошие впечатления, обогатился словарный запас, расширился кругозор. Методические рекомендации для родителей, в очередной раз, убедили их в том, что домашнее чтение или сказка на ночь - неотъемлемая часть эмоционального и речевого развития ребенка.
План проведения недели детской книги В старшей группе № 2519 2016-2017 уч.гг.
Непосредственно образовательная деятельность (аппликация) Тема: «Закладка для книг» (по типу оригами с аппликацией) Цель: познакомить детей с японским искусством складывания бумаги по типу «Оригами» Задачи: - Учить складывать квадрат по диагонали; - Учить проговаривать поэтапное изготовление поделки; - Развитие мелкой моторики, глазомера - Воспитывать творческий интерес к поделкам из бумаги. - Воспитывать усидчивость, умение довести работу до конца. Материал : поделки - образцы закладок, сделанные по типу оригами; заготовки для поделок (квадратной формы) разного цвета, клей, кисточки, цветная бумага, ножницы, подставки под кисточки, тряпочки, фломастеры. Ход: Сюрпризный момент: появляется «Волшебный квадратик» В: Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Квадратик! Я квадратик не простой. Все меня называют волшебным, чудесным. Знаете почему? Потому что я умею творить чудеса, совершаю разные превращения. Вот красивая лисичка - это я А вот смешной лягушонок - это тоже я. А еще я могу превращаться в самолетик, рыбку, могу стать сумочкой, корабликом. Всего не перечислить. (Выставляются и показываются образцы игрушек - оригами). Дети называют выставленные игрушки, рассматривают их. В: Из чего сделаны эти игрушки? (бумаги) .Как вы думаете, какой формы эта бумага? (квадрат). А вы знаете, как называются эти игрушки? (нет) . Это игрушки - оригами. Может вы знаете, почему они так называются? (нет) Тогда я вам расскажу про эти игрушки (история оригами). История про Оригами. Родина оригами Япония. Искусство складывания бумаги зародилась много лет назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Ими украшали статую «многоликой» и «тысячерукой» богиней милосердия Канон, что бы задобрить е, попросить покровительства. «Ори» означает сложенный, а «гами»- «бумага» и «бог». Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях. Ведь бумага в те времена была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий, оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Умение складывать с бумаги считалось одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. В настоящее время оригами распространено во многих странах мира. В: Ребята, а вы бы хотели научиться делать такие фигурки — закладки для книг, чтобы наши книжки, которые читаем всегда были в порядке? (да) . Физкультминутка Книги Много книжек есть на свете, (Ладошки соединяют вместе Читать их очень любят дети. «книжкой». Если книги мы прочтем, Раскрывают и То узнаем обо всем: закрывают «книгу».) Про моря и океаны, (Поочередно соединяют Удивительные страны. одноименные пальцы обеих рук, Про животных прочитаем начиная с мизинцев.) И про космос мы узнаем. В: Ребята, квадратик предлагает вам превратиться в маленькими волшебниками? И научиться превращать простой квадратный лист в очень нужную вещь — закладку для книг. Выбирайте квадратики и мы приступим к выполнению поделки. Последовательность изготовления (поэтапный показ одного приема- выполнения детьми, показ второго - выполнение детьми и т.д.) (Дети выбирают материал для украшения закладок - «мордочек зверушек» (ушки, носик, глазки, усики и т. д. самостоятельно украшают. После того как закладка готова, примеряем е к книгам и вспоминаем правила пользования закладками при чтении книг). В: Квадратик очень доволен вашими поделками, они ему очень понравились.
Подвижные игры по произведениям художественнои литературы «Теремок» Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки: мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя. Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом и говорят слова: «Вот стоит теремок Он не низок, не высок. Как войдет в него зверек, Так захлопнется замок» Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него. На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми. Игра проводится, пока не останется самый ловкий. «Волк и козлята» Выбирается волк, остальные дети — козлята. Дети — козлята прыгают по площадке, приговаривая: «Мы веселые козлята Озорные все ребята, Не боимся никого Кроме волка одного. (подходят к волку) Серый волк, не зевай Нас скорее догоняй» На последние слова «волк» догоняет «козлят». Кого поймал (осалил), тот приседает. Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят. Затем выбирается новый « волк» «Красная Шапочка» Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребенок, у которого на голове красная шапочка, слегка прикрывающая глаза. Дети идут вокруг Красной Шапочки и говорят: «Маленькая девочка Красненькая Шапочка К бабушке с корзинкой шла И ребяток здесь нашла. Шапочку ты не снимай, Кто позвал тебя, узнай?» Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет : -«Красная Шапочка» Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя. Угаданный ребенок становится Красной Шапочкой. «Бармалей» Выбирается ребенок – Бармалей, ему одевается маска героя. Он подходит к детям со словами: «Я добрейший Бармалей Очень я люблю детей. Кто пойдет со мной гулять: Бегать, прыгать и скакать?» Дети отходят от Бармалея, приговаривая: «Не хотим с тобой идти, Лучше нас ты догони!» Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик» Затем игра продолжается с вновь выбранным ребенком.
«Муха- Цокотуха» Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре — ребенок в шапочке Мухи- Цокотухи. Дети идут по кругу, проговаривая слова: «Муха, Муха — Цокотуха Позолоченное брюхо В гости мы к тебе идем Кого хочешь, приведем? Может пчелок полосатых? Или гусениц мохнатых? Кровопийцев — комаров? Или толстых червяков?» Ребенок в центре (Муха — Цокотуха) выбирает. Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат; если гусениц — идут мелкими шагами; если комариков — летят, произнося «з-з-з»; если червяков — идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище. После каждого показа ведущий выбирает ребенка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим. «Зайцы и лиса» Дети в масках зайчиков стоят в кругу. Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит: «Ох, растаял домик мой Как же мне идти домой. Надо к зайчику бежать Его домик отобрать» Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится: «Тук- тук- тук…. Серый зайка, выбегай И со мною поиграй» «Зайка» и «Лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займет домик. Кто проиграл — тот становится «лисой» Непосредственно образовательная деятельность Тема: «Как рождается книга» (с использованием ТСО) Цели: —расширять знания о книгах, людях различных профессий, которые помогают их создавать; —формировать представление о роли книги в жизни человека. Оборудование: детские книги с яркими обложками известных детям авторов; азбука с красивыми, необычного вида буквами в начале сказки (буквицами); листы бумаги с нарисованными домами и простые карандаши (по количеству детей). Ход: Организационный момент Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги у них на столах. На каждом листе нарисованы контуры пяти домов. Воспитатель. На этой улице живут книжные волшебники. Рассказ воспитателя о людях различных профессий, которые помогают сделать книгу Воспитатель.В первом доме живут авторы книг — поэт и писатель. Кто они и чем занимаются? Да, писатель — человек, придумавший и записавший на бумагу историю, которую мы потом читаем в книге. Поэт — человек, который пишет стихи. Давайте обозначим первый дом буквой «П» — с нее начинаются слова «поэт» и «писатель». Во втором доме живет художник. Он читает то, что сочинил писатель (или поэт), и придумывает иллюстрации — картинки в книге, на которых художник изображает все то, о чем рассказывает в своем произведении автор. Дом художника обозначим буквой «X». Воспитатель демонстрирует детям иллюстрированные книги. Иногда художники рисуют необычные буквы. Вот такие красивые крупные буквы в начале сказки или рассказа в старину называли буквицами. Художники могут составлять из букв целые картинки. Возьмите свой лист бумаги, переверните его и нарисуйте первую букву имени своего любимого человека (мамы, бабушки, папы, дедушки). Рисуйте так красиво, чтобы сразу было видно, как вы любите этого человека. Затем текст и картинки попадают в типографию — напишите нужную букву на следующем домике. (Дети пишут букву «Т».) Работники типографии помогают появиться на свет настоящей книге. С помощью специальной машины — печатного станка — они печатают отдельные листы, затем все их складывают, сшивают, с двух сторон закрывают обложкой. Так получается книга. (Демонстрируется видеоролик «В типографии».) Как вы думаете, куда после типографии отправится новая книга? (В книжный магазин, в библиотеку.) Давайте напишем на четвертом и пятом домах соответствующие буквы («М» — магазин, «Б» — библиотека). Физкультминутка «Книгу открываем» (имитация действий) Книгу открываем. Что же в ней? Узнаем! Вот в лесу под кустом Веселятся зайки. Бабочки-красавицы Порхают на лужайке. Косолапый Винни-Пух Топает к берлоге. Вот шофер сел за руль, Едет по дороге. В самолете пилот Отправляется в полет. В книжке всем есть место — Это интересно! Рассказы детей «Как рождается книга» с опорой на план Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать с помощью подсказок-домиков о книжных волшебниках и о том, как появляется книга. 16 ноября 2017 в 14:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.