ГБОУ школа 1373 группа № 7 ОДО 4

Проект "Мини-музей Декоративно-прикладного искусства"

 Подготовили и провели:

Воспитатели 1 квалификационной категории

Серова Н. А.., Лукьянова М. С.

 Москва 2012-2013

Разделы: 

1. Актуальность проекта

2.Цели

3.Задачи

4.Формы реализации

5. Ожидаемые результаты

6. Заключение

7.Приложение

Участники проекта: дети – педагоги - родители

По количеству участников: коллективный

Тип проекта: познавательно-творческий

По продолжительности реализации проекта: продолжительный.

1. Актуальность проекта

Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность.

Большое значение уделяется организации жизненного пространства в группе.

Руководствуясь общими принципам организации зон развития, мы стремимся внести собственную «изюминку» в интерьер группы. Одной из таких «изюминок» является идея по созданию мини-музея  декоративно – прикладного искусства.

В последнее время, термин «музейная педагогика», получил широкое распространение в педагогической практике школьных и дошкольных учреждений. Роль музейной педагогики в образовательном процессе занимает особое место, в частности, при решении задач нравственно-патриотического, художественно-эстетического воспитания.

 Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Его восприятие зачастую ограничивается рамками домашних стен и стен детского сада. Поэтому использование мини-музеев помогает расширить представление детей, помочь им «погрузиться» в мир истории предметов, знаменательных событий, «прикоснуться» к культуре родного края.

Одно из преимуществ мини-музеев, заключается в том, что они не требуют специально оборудованного помещения.

А привлечение родителей к подбору материалов и экспонатов, способствует сближению интересов, вовлечению семьи в жизнедеятельность группы.

Таким образом, роль мини-музея в образовательном пространстве детского сада имеет огромное значение

2. Цель создания мини - музея:

Привлечь внимание детей и родителей к музеям;

Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;

Обогащение развивающей среды  группы;

Использование новых форм работы с детьми и их родителями.

3. Задачи создания мини-музея:

1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ

2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

3. Обогащение опыта, знаний детей об окружающем предметном и социальном мире, о традициях и быте русского народа.

2. Формирование эстетического восприятия и нравственно-патриотических чувств дошкольников.

3. Приобщение родителей к проблемам дошкольного детства и установлению тесного сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников.

Миссия мини-музея: Развитие познавательного интереса у детей.

Участники: Воспитатели, дети средней - подготовительной группы, родители.

Методические приемы:

1. Словесный: использование художественного слова, рассказ, беседа.

2. Игровой:  дидактические игры

3. Наглядный: наблюдение, рассматривание предметов.

4. Практический: продуктивная деятельность

5. Анализ

4. Формы реализации:

-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

-рассматривание видов росписи;

-выполнение работ по изобразительной деятельности;

-выполнение работ из глины;

-подвижные и малоподвижные народные игры;

-выставка детского творчества;

-работа с родителями:

-совместные работы с детьми;

-консультация для родителей;

-беседы;

-обогащение предметно-развивающей среды;

-  оформление мини-музея декоративно-прикладного искусства.

5. Ожидаемый результат:

-развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту народного прикладного искусства;

-создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;

-умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, умение использовать для украшения оживки;

-создание мини-музея декоративно-прикладного искусства.

Музейные экспонаты собирались по разным принципам:

• Принцип интеграции: где содержание музея позволило воспитателю познакомить детей с разными областями человеческой деятельности (Лепка из глины, резьба по дереву, роспись глиняных и деревянных изделий)

• Принцип деятельности: возможность реализовать разные виды

Художественно - эстетического развития (аппликация, лепка из глины, рисование.)

• Принцип культуросообразности: приобщение к бережному отношению к предметам рукотворного мира.

• Принцип гуманизации: в нашем мини-музее созданы условия для

всестороннего развития ребёнка, поддерживается его инициатива,

творческая деятельность в образовании.

• Принцип разнообразия (большое количество разнообразных экспонатов)

• Принцип экологичности (все предметы музея безопасны для здоровья детей)

• Принцип безопасности. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.

• Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой совместной деятельности и самостоятельной детской деятельностью, отражает тематику образовательной деятельности.

• Принцип партнёрства: мини-музей является результатом сотрудничества взрослых и детей. Важно не только создать сам мини-музей, но интересно и содержательно организовать в нём работу.

Организация познавательно-

исследовательской деятельности в рамках мини-музея осуществляется

через:

• формирование и организация коллекций

• совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);

• использование метода проектов в образовательной работе с детьми;

• организация экскурсий, занятий, тематических вечеров и музейных праздников,

• взаимодействие с предметной средой музея и друг с другом;

При создании и разработки мини-музея мы опирались на основные

компоненты образовательной среды детского музея:

• материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые

коллекции музея, оборудование.

• личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности. Ребёнок овладевает миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и  самостоятельный поиск ответов.

Раздел «Экспонаты». Приобщить детей к декоративно-прикладному искусству

Раздел Картотека игр, загадок, стихов.

Раздел «Подбор литературы» иллюстрированные альбомы, метод. Литература.

 

6. Заключение

 Дети владеют знаниями о различных видах народного декоративно-прикладного искусства;

• обладают знаниями о центрах народных художественных промыслов России, об истории их возникновения;

• умеют составлять узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;

• родители приобрели опыт общения со своими детьми на тему народного прикладного искусства, повысили свою компетентность о народных промыслах России;

• создан мини-музей  декоративно – прикладного искусства в группе.

После завершения проекта дети приобрели следующие качества:

Личностные: самоопределение, опыт коллективной работы, осознание своей значимости, самообразование, умение оценивать свои поступки, познавательный интерес к миру, коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, умение работать с информацией, развитие элементов логического мышления

Предметные: систему элементарных знаний умений и навыков, доступных пониманию ребенка-дошкольника по теме: «Декоративно-прикладное искусство», «Народные промыслы».

 

Перспективный план работы с мини-музеем декоративно – прикладного искусства

в средней и старшей группе № 5 на  2012 год.

Месяц

Образовательная деятельность

Работа с родителями

Обогащение материала

Январь

Выбор темы мини-музея. Организация предметно – развивающей среды для мини-музея.

Составление рекомендаций для посещения  родителями и детьми музеев города.

Декоративное оформление мини - музея. Подбор материала об истории народных промыслов России.

Февраль

Экскурсия в мини-музей декоративно – прикладного искусства «Путешествие по народным промыслам». Цель: Формировать представление детей о декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

Оформление стенгазеты «Как я был в музее». Цель: Привлечь родителей  к партнёрскому сотрудничеству .

Приобретение учебных пособий «Лепим народную игрушку», «Городецкая роспись».

Март

1. Беседа с детьми «Дымковская игрушка». Рассматривание изделий и иллюстраций дымковского промысла. Цель: Познакомить детей с историей дымковской игрушки, формировать знания об особенностях создания росписи, учить выделять особенности узора.

2. Развивающее лото «Народные промыслы». Цель: Учить отличать дымковскую игрушку от других народных игрушек (каргопольской, филимоновской, богородской).

Родительское собрание «Музей и дети». Цель: Привлечь внимание родителей к теме музейного воспитания детей.

Изготовление воспитателями образцов дымковских игрушек из соленого теста.

Апрель

1. Составление рассказа о дымковской игрушке «Барышня». Цель: Формировать умение составлять рассказ об игрушке, использовать свои знания о данном виде народного промысла, совершенствовать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии.

2. Декоративное рисование + конструирование «Барышни-франтихи». Цель: Формировать знание основных элементов узора. Учить равномерно покрывать лист слитными линиями (вертикальными, горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и др. элементы. Формировать умение делать полуобъёмную игрушку. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Гостиная для родителей «В гостях у народной игрушки» Цель: Познакомить родителей  с творением народных рук – народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; расширить их знания об истории нашей Родины.

Организация выставки дымковских барышень, изготовленных детьми.

 Пополнение музейных экспонатов лучшими работами детей.

Май

1. Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы. Цель: Продолжать знакомить детей с элементами народной росписи. Формировать умение самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек. Воспитывать интерес к народному творчеству. Развивать эстетическое восприятие, творчество.

2. Дидактическая игра «Дорисуй элемент». Цель: Закрепить знание детей принципа построения симметричных элементов и композиций, учить основным приемам рисования симметричных узоров, развивать глазомер и мелкую моторику руки.

Консультирование родителей на тему:  «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей». Цель: Показать важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии художественно-творческих способностей ребенка.

Приобретение Дидактических игр: «Дорисуй элемент», «Собери целое», «Кто первый», развивающее лото «Народные промыслы».

Июнь

1. Разучивание коротких стихов - потешек, отгадывание загадок о дымковских игрушках. Цель: Знакомить детей с устным народным творчеством, обратить внимание на тесную связь народных традиций декоративно-прикладного искусства, музыки и устного народного творчества.

2.Дидактическая игра «Собери целое». Цель: Закреплять знания детей о «дымке»; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.

Посещение родителями и детьми музеев. Цель: Знакомство с культурным наследием нашего народа.

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Мемори», «Выложи ряд», «Сортировка», «Угадай по названию», «Парные картинки».

Июль

1. Дидактическая игра «Кто первый». Цель: Закрепление знаний детей о дымковских игрушках. Развитие внимания, быстроты реакции.

2. Сочинение сказок по мотивам народно-прикладного искусства Цель: совершенствовать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии.

Посещение родителями и детьми музеев. Цель: Знакомство с культурным наследием нашего народа.

Наглядно- демонстрационный материал по декоративно – прикладному искусству «Хохломская роспись», «Городецкая роспись».

Август

Раскраски на тему «Народные игрушки». Цель: Продолжать учить раскрашивать картинки дымковским орнаментом. Воспитывать эстетический вкус, развивать творчество.

Посещение родителями и детьми музеев. Цель: Знакомство с культурным наследием нашего народа.

Подбор игрушек богородских мастеров.

Сентябрь

1. Беседа с детьми «В гостях у мастеров Городца». Рассматривание альбома с иллюстрациями городецкого промысла, кухонной утвари с городецкой росписью. Цель: Знакомить детей с народным промыслом городецким мастеров. Учить называть основные элементы росписи, отметить колорит рисунков.

2. Декоративное рисование «Городецкая роспись»

Цель: Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи. Закрепить ум ение рисовать всей кистью и её концом. Развивать чувство композиции.  Воспитывать  любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие; самостоятельность, творческие способности.

Мастер – класс «Городецкие узоры – сколько радости для глаз». Цель: Установить тесный контакт и взаимосвязь между родителями и детьми, между семьёй и образовательным учреждением.

Подбор экспонатов хохломского и городецкого промысла. Пополнение музея экспонатами, изготовленными руками детей и их родителями.

Октябрь

1.Беседа «Каргопольские легенды». Цель: Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи.

2.Лепка  из глины

 по мотивам народных игрушек.

Тема «Дымковский конь»

Цель: Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора – характерными элементами и цветовыми сочетаниями. Формировать обобщенные способы создания образов (лепка фигурок на основе цилиндра). Воспитывать аккуратность в работе.

Изготовление стенгазеты «Сделай сам: Дымковский индюк». Цель: Продолжать знакомить с народным искусством. Воспитывать эстетическое отношение к предметам декоративно - прикладного искусства.

Подбор фигурок, расписанных гжелью.

Ноябрь

1. Декоративное рисование

на объёмной форме

Тема «Кони расписные»

Цель: Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами). Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон.

2. Оформление выставки «Ярмарка народной игрушки». Цель: Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному творчеству. Развивать навыки коллективной работы.

3. Дидактическая игра «Выложи ряд». Цель: Закреплять  знания о народных промыслах, развивать внимание,  память.

Показ открытого занятия «Нарядные лошадки». Цель: Показать особенности проведения занятия с детьми по мотивам декоративно – прикладного творчества. Отметить  взаимосвязь  разных  видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки).

Пополнение музейных экспонатов лучшими работами детей.

Декабрь

1. Беседа с детьми « Богородская игрушка ее и мастера». Цель: Закрепить знания о разнообразии  народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления.

2. Лепка по мотивам богородской игрушки «Косматый мишка» Цель:  Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. Учить лепить медведя в стилистике богородской народной игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам народного искусства.

3. Дидактическая игра «Убери лишнюю картинку». Цель: Учить детей использовать свои знания о народных промыслах для решения игровой задачи, учить аргументировать свой выбор.

Круглый стол «Поможем детям влюбиться в красоту». Цель: Помочь родителям в установлении  доверительных отношений с детьми, сближению педагогических позиций детского сада и семьи, оказание  положительного влияние на формирование у детей устойчивого интереса к  народному творчеству и истории России.

Подбор экспонатов и художественных материалов.

 

Перспективный план работы с мини-музеем декоративно – прикладного искусства

в старшей и подготовительной группе № 5 на  2013 год.

Месяц

Образовательная деятельность

Работа с родителями

Обогащение материала

Январь

1. Беседа «Сине-белое чудо Гжели». Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей. Цель: Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла.

2. Рисование «Роспись силуэтов гжельской посуды». Цель: Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

Выпуск буклета  для родителей «Роль народной игрушки в развитии ребенка». Цель: Способствовать повышению педагогических знаний родителей.

Дидактические игры: «Собери матрешек»,  "Укрась дымковским

узором игрушку", «Городецкие узоры».

Февраль

1. Беседа «Золотая Хохлома». Рассказ об истории промысла. Рассматривание альбома с иллюстрациями хохломской росписи. Цель: Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи.

2 Декоративное рисование на силуэтах различных ваз «Хохломской букет». Цель: На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность, торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

3. Развлечение «Русская ярмарка». Цель: Расширять представления детей о народных промыслах, чувство гордости за русский народ. Развивать воображение и фантазию детей, вовлекать их в театрализованные действия, развивать интерес к изучению истории России.

 Оформление выставки детских работ  «Золотая хохлома». Цель: Привлечь внимание родителей к детскому творчеству. Формировать уважительное отношение к детским работам.

Просмотр развлечения для детей «Русская ярмарка». Цель: Привлечение родителей к проведению развлечений.

Пополнение фонотеки  мелодиями русских народных песен и плясовых, используемых в непосредственной образовательной деятельности.

Март

1.  Разучивание стихотворений о народных промыслах. Цель: Продолжать знакомить детей с устным творчеством. Учить выразительно, читать стихотворения, развивать память. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.

2. Лепка из глины по мотивам народных игрушек ««Чудо филимоновских свистулек»». Цель: Продолжать  знакомить детей с филимоновскими игрушками, с особенностями их изготовления. Учить лепить фигурку олешка из отдельных частей, соединяя детали.

Филимоновские свистульки – олешек, лиса с курицей.

Апрель

1. Декоративное оформление вылепленных фигурок. Создание коллективной композиции «Веселая карусель». Цель: Закреплять представление о последовательной росписи филимоновскойигрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на игрушках. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность.

2. Беседа с детьми на тему: «Русская матрешка».

 Экскурсия в мини-музей. Цель: Познакомить детей с историей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу, народному творчеству.

3. Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». Цель: Закрепить знания детей о матрёшке. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

Развивать творческую фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана. Развивать чувство цвета, формы, композиции.

Информация в родительском уголке: «Народное искусство в формировании эстетического восприятия и нравственно-патриотических чувств дошкольников». Цель: Способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Пополнение экспонатов мини – музея лучшими работами детей (филимоновкие олешки).

Май

1. Лепка по мотивам народной пластики «Водоноски». Цель: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Показать обобщённый способ лепки женской фигурки на основе юбки-колокола (полого конуса). Закрепить представление о характерных элементах декора и традиционных цветосочетаниях.

2. «Роспись дымковской водоноски». Оформление вылепленных фигурок – украшение элементами декоративной росписи.  Закреплять умение украшать изделие необходимыми элементами, выбирать цвета, составлять композицию узора. Совершенствовать способы рисования кистью (всем ворсом, концом) линий, колец, кругов разной толщины и размера. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность.

Семинар – практикум  «Фольклор для всех». Цель: Продолжить знакомить родителей с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, расширить их знания об истории нашей Родины.

Пополнение экспонатов мини – музея лучшими работами детей (дымковские водоноски).

Июнь

1. Декоративное рисование «Красивые цветы». Цель: Учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные средства народной росписи.

2. Дидактические игры: лото «Народные промыслы», «Парные картинки», «Мемори». Цель: Закреплять знание видов народных промыслов. Способствовать развитию  внимания, быстроты реакции.

Посещение родителями и детьми музеев. Цель: Знакомство с культурным наследием нашего народа.

Наглядно- демонстрационный материал по декоративно – прикладному искусству «Павлово – Посадские шали и платки», «Жостовская роспись».

Июль

1. Аппликация «Городецкие узоры». Цель: Продолжать учить составлять орнаменты в различных геометрических формах. Знакомить детей с силуэтным вырезыванием; Знакомить детей с характерными узорами народно- прикладного искусства.

2. Работа с раскрасками,  изображающих  предметы декоративно – прикладного искусства. Цель: Воспитывать эстетический вкус, развивать творчество.

Посещение родителями и детьми музеев. Цель: Знакомство с культурным наследием нашего народа.

Наглядно- демонстрационный материал по декоративно – прикладному искусству «Вологодские кружева».

Август

1. Разучивание малых фольклорных форм. Цель: Продолжать знакомство с  устным  народным творчеством, развивать память детей.

2. Дидактические игры:  «Угадай по названию», «Сортировка», «Четвертый лишний», «Выложи ряд». Цель: Закреплять знание видов народных промыслов. Способствовать развитию  внимания, быстроты реакции.

Посещение родителями и детьми музеев. Цель: Знакомство с культурным наследием нашего народа.

Наглядно- демонстрационный материал по декоративно – прикладному искусству «Чудо -гжель».

Сентябрь

1. Лепка «Полкан-кентавр». Цель: Обобщить знания  детей о каргопольских игрушках.  Учить  лепить каргопольскую игрушку – Полкана, используя знакомые способы лепки. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.

2. Рисование «Могучий Полкан-богатырь». Оформление вылепленных фигурок – украшение элементами декоративной росписи. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

Круглый стол «Приобщение детей к народным традициям». Цель: Формирование  педагогической культуры родителей, установление  партнерского отношения с ними.

Каргопольские глинянные фигурки – Палкан, котик.

Пополнение экспонатов мини – музея лучшими работами детей.

Октябрь

1. Беседа с детьми на тему: «Павлово-Посадские платки и шали». Экскурсия в мини-музей детского сада. Цель: Познакомить детей с новым промыслом. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей.

2. Рисование «Павлово – Посадская шаль» (коллективная работа). Цель: Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей.

Мастер – класс «В гостях у русской матрешки». Раскрашивание заготовок матрешек. Цель: Установить тесный контакт и взаимосвязь между родителями и детьми, между семьёй и образовательным учреждением. Развивать интерес к народному искусству.

Пополнение коллекции матрешек.

Ноябрь

1. Лепка «Дымковский индюк». Цель: Обобщить и расширить знания детей о дымковской игрушке. Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки.

2. Роспись вылепленных фигурок  - украшение элементами дымковской  росписи. Цель: Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам.

Оформление выставки детских работ: «Как у чудо – индюка все расписаны бока». Цель: Привлечь внимание родителей к детскому творчеству. Формировать уважительное отношение к детским работам.

Пополнение экспонатов мини – музея лучшими работами детей (дымковские индюки).

Декабрь

1. Рисование «Богородские игрушки» (графика). Цель: Продолжать знакомить детей с богородской резной деревянной игрушкой. Учить рисовать богородскую игрушку графическим способом, стараясь передать движение и строение персонажей. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Уважение к их труду.

2. Развлечение «Где живет перо Жар – птицы?». Цель: Расширять представления детей о народных промыслах, чувство гордости за русский народ. Развивать фантазию детей, вовлекать их в театрализованные действия. Обогащать  знания детей о традициях и быте русского народа.

1. Информация в родительском уголке: «Народные приметы и праздники». Цель: Способствовать повышению педагогической культуры родителей.

2. Просмотр развлечения для детей «Где живет перо Жар – птицы?». Цель: Развивать желание у родителей участвовать в праздниках и  развлечениях детей, воспитывать заинтересованность и инициативу.

Дидактические игры: «Собери узор», «Узнай игрушку по описанию», раскраски.

 

Приложение. 

Беседа с детьми «Дымковская игрушка». Рассказ о промысле.

Цель: Познакомить детей с историей дымковской игрушки, формировать знания об особенностях создания росписи, учить выделять особенности узора.

Ход беседы:

С высокого берега Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман  поднимается от реки, село это – будто дымкой окутано , все в дыму. Здесь в далекую  старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская».

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного что серости серей.

В ней что – то есть от радуги, от капелек росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

Вначале были только свистульки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.  Всю зиму женщины Дымкова лепили их для особого праздника, который не справляли нигде. Он назывался «Свистунья» Необыкновенный был праздник. Весь город дня три  гулял на большой площади – с музыкой, качелями и каруселями, плясками и песнями и непрерывным, заливистым свистом. Когда идешь к площади,  то  кажется, что медленно взбираешся на какую-то большую гору. Потом понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей на все лады, волнующейся толпы, кажется, что  плывешь по воздуху. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют наряженным веселым товаром. Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и игрушки. Свистом оглушается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всех слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название – «Свистунья». Все люди смеются и бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад.

Этот блеск и свист сначала озадачивают, А потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью во сне – в глазах и в ушах стоит что-то яркое и радостно- нежное. Это праздник свистунья. С давних времен славится город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста. Зимой после праздников дымковские игрушки ставили между оконными стеклами. Они украшали дома. За окном – снег, сугробы, а в окнах в любую непогоду ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки.

Послушайте, как дымковские мастера делают свои  игрушки. Красную мягкую глину для игрушек  берут неподалеку от Дымково. Ее смешивают  с мелким просеянным речным песком. Мастерица быстро мнет приготовленную глину и лепит из нее фигурку козлика, петуха или другую игрушку. Чтобы поверхность игрушки была гладкой, ее заглаживают мокрой тряпочкой. Потом дня два-три игрушки подсыхают в комнате. Затем их обжигают в печах. Игрушки становятся твердыми. Когда игрушки остынут, их белят мелом разведенном на молоке.  А затем фигурки «наряжают». Их расписывают разными красками с помощью мягких кисточек. И выходят из под кисточек узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко- ярко. Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор..,

Но отвести не в силах взор.

 Краски малиновые, красные, зеленые, оранжевые, желтые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать  золото» (мягкая позолоченная фольга) . Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки, а сказочных коней, индюков, похожих на жар – птиц, баранов в штанишках, барыней и кавалеров и многое другое и все это - настоящее чудо, все игрушки как многоцветное солнышко!

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. На самом же деле, что бы делать такие игрушки, нужен  особый талант. Дымковские игрушки знают не только в нашей стране. Видели их на выставках и в других странах. И там люди радовались, глядя на русские задорные игрушки.

Мы игрушки знатные,

Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Загадка.

Веселая красная глина,

  Кормилицы и водоноски,

Кружочки, полоски на ней, И всадники, и ребятня,

Козлы и барашки смешные, Собачки, гусары и рыбы.

Табун разноцветных коней. А ну, назовите меня. (Дымк. Игр)89191f1e89ab5970eb8d856d1a7073a6.jpg

Беседа «Сине-белое чудо Гжели». Рассказ о промысле.

Цель: Познакомить детей с гжельским народным промыслом.

Материал: Изделия гжельских мастеров, картинки с изображением посуды и других предметов, расписанных гжельской росписью, аудио запись стихотворения П. Синявского «Гжель».

Ход беседы:

Давным - давно, была найдена глина пригодная для изготовления керамических изделий.

А ещё позже появились в России первые фабрики, на которых изготавливали разнообразную керамическую посуду, кувшины для кваса, декоративные настенные тарелки, маленькие скульптуры (фигурки людей, животных).

Старые мастера любили расписывать свои изделия диковинными птицами, цветками, сценками из жизни людей.

И были все изделия так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась по всей России. И гжельскую посуду стали называть «лучшей, что делают во всей России».

Работы старых мастеров сохранились и до наших дней. Сейчас их можно увидеть только в музеях.

Но мой рассказ о Гжели, которая явилась к нам в новом, бело- синем наряде.

Много мастеров, все делают масленки, чашки, кувшины, но у всех эти вещи получаются совсем разные, непохожие друг на друга.

Любое изделие сначала зарождается в мастерской художника. Задумал художник создать чашку. Какой она будет? Невысокой и круглой. Прямой, как стакан. Похожей на бочонок. И ручки для чашки придумал удобные: фигурные, затейливые.

Но главное - роспись. Придумал и все нарисовал на бумаге. Красиво получилось!

Затем художник вылепил чашку из пластилина, чтобы все увидели, какой она будет.

Вот теперь её можно отправлять на завод.

На заводе, одни мастера делают по образцу художника форму чашки, другие - расписывают её, третьи - отправляют в специальную печь для обжига. И лишь тогда чашка готова.

Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Но в одном они одинаковы- в цвете: бело- синем.

Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок, который называется «гжельская роза». Есть крупные и маленькие, разбросанные по поверхности чашки или масленки. То мы видим букет из нескольких роз, то лишь лепестки.

Чего только не делают в Гжели!

Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, масленки.

Кружки, все необычной формы, с крышками украшенными фигурками и без крышек, с витиеватыми ручками. То по ним шагает сказочная птица, то изображен гжельский заводик.

А чайники! На одном – изображена сценка «Чаепитие», а другой- раздуло от важности, такой он пузатый. Лепестками розы украшен верхний край чайника и крышка.

Гжельские художники дают названия своим произведениям. Масленка «Рыба-кит», как будто кит плывет по волнам. А на спине сказка: город с башенкой и церквушкой, и добрый молодец скачет на коне, а за ним бежит собачка.

Масленка «Колокол», её крышка напоминает колокольчик, на верху которого сидит птичка. Кажется, что откроешь крышку- птичка улетит и раздастся мелодичный звон.

Масленка «Лужок»- разукрашена травкой и цветами.

Всякую вещь сделанную в Гжели можно долго рассматривать, и о каждой можно сочинить сказку или рассказ.

Итог занятия-беседы:

Ребята, как вам кажется можно назвать гжельскую посуду «Лучшей из всех делаемых в России»?

- Конечно, можно, Гжель несет в себе национальные черты России, в ней выражен народный характер.

12bdbc27b923e926aabe77e4df7864ff.jpg

Лепка  из глины

 по мотивам народных игрушек.

Тема «Дымковский конь»

Подготовила:

Воспитатель Серова Н.А.

Цель. Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего; как, кем сделана; как украшена; какая по характеру. Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам, использовать приём раскатывания цилиндра, сгибания его и разрезания стекой с одного конца. Развивать эстетическое восприятие.

Предварительная работа. Беседа о народных промыслах, рассматривание экспонатов в мини-музее группы.

Материалы, инструменты, оборудование. Глина, подставки для изготовленных работ, клеёнки, стеки, салфетки бумажные и матерчатые, дымковская игрушка, наглядно-демонстрационный материал, магнитофон, фонограммы русских народных мелодий.

Ход занятия.

Воспитатель: «Ребята, сегодня утром нам в группу доставили посылку. Давайте посмотрим для кого же она и от кого.». Воспитатель читает кому пришла посылка: «г. Москва, ул.Челябинская, д.5 а, Детский сад № 2519, группа № 5 «Непоседы» для мини-музея. А обратный  адрес почему-то не указан. Посмотрим, что в посылке?»

Дети: «Да!!!!»

Воспитатель достаёт из посылки дымковскую игрушку – коня и читает наизусть потешку:

Конь бежит,

Вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит

«Ребята, как вы думаете, откуда  могла прибыть к нам эта посылка с таким расписным конём?» Предлагает детям внимательно его рассмотреть.

Дети: «Из села Дымково»

Воспитатель:  «А почему вы так думаете?»

Дети отвечают.

 Воспитатель:  «Давайте мы с вами тоже слепим таких же красивых коней. Посмотрите ещё раз на него, как вы думаете, каким способом лучше его лепить?»

Дети предлагают различные способы лепки.

Воспитатель: «Давайте слепим его так, как это делают народные умельцы села Дымково. Посмотрите внимательно, как я это делаю. Сначала надо создать  исходную форму - цилиндр. Один конец цилиндра надрезаю стекой, оттягиваю образовавшиеся части и делаю из одной части шею с головой, а из другой - ноги. Шею поднимаю вверх, немного изгибаю, чтобы получилась голова. Ноги делаю из другой части: надрезаю стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваю и закругляю. Другой конец цилиндра слегка вытягиваю, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. Чтобы конь получился красивым, надо его сгладить со всех сторон и добавить ему хвост и гриву: можно слегка оттянуть и прищипнуть глину, а можно вылепить их отдельно, скатав тоненькие колбаски, переплести их между собой.

Звучит фонограмма русских народных мелодий.

Дети приступают к работе.

По ходу занятия воспитатель помогает детям советами, индивидуаль¬ным показом, наводящими вопросами.

Физкультминутка.

Воспитатель: «Потрудились мы на славу, а теперь нам необходимо отдохнуть».

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

 Воспитатель: «Молодцы, ребята. Садитесь на свои места».

Обсуждение работ.

Заключительная часть

Воспитатель: «Что же сегодня мы свами делали»?

Дети отвечают.

Воспитатель: «Верно, ребята, сегодня мы с вами лепили замечательных коней, а в следующий раз мы распишем их дымковской росписью. А пока мы поставим наших  коней на подставки и дадим им высохнуть.

671fffac6f084d298bb8486acdb46f0a.jpg

Декоративное рисование

на объёмной форме

Тема «Кони расписные»

Подготовила:

Воспитатель Серова Н.А.

Цель: Продолжать знакомить детей со спецификой декора дымковских игрушек (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия.  Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками - рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Воспиты-вать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Предварительная работа: Лепка коней из глины на занятии по лепке, побелка их белой гуашью.

Материалы, инструменты, оборудование: Вылепленные из глины кони, гуашевые краски, кисточки, ватные па¬лочки, баночки с водой, салфетки, подставки  для вылепленных фигурок, дымковская игрушка, наглядно-демонстрационный материал, магнитофон, фонограммы русских народных мелодий.

Ход занятия.

Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку:

Высока, красива,

Чуточку игрива,

На могучей шее

Есть густая грива.

В деревенской жизни

Людям помогает:

Грузы перевозит,

Всех подряд катает.

Может и цветочки

Пожевать украдкой.

Мы даем ей сено

И зовем …

Дети: «Лошадкой»

Воспитатель: «В прошлый раз мы с вами лепили коней. Из чего мы их лепили?»

Дети:  «Из глины».

Воспитатель: «Сегодня мы будем расписывать наших коней дымковской росписью. Давайте с вами вспомним, какие элементы дымковской росписи мы знаем».

Дети перечисляют их, воспитатель показывает, как они рисуются.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите внимательнее на дымковские узоры. Какими красками мастерицы расписывают игрушки?»

 Дети отмечают, что все цвета яркие, нарядные, праздничные - жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный, есть немного чёрного для оформления глаз, хвоста, копыт, гривы, носа.

Воспитатель показывает варианты оформления коней и поясняет последовательность работы: «Посмотрите ребята, как дымковские мастерицы расписывают глиняных коней. Сначала нужно взять тонкую кисточку и чёрной краской очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву и очень аккуратно нарисовать глаза. Затем нужно очень хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек. Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании. Узор на лошадке идёт рядами сверху вниз - по ногам и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все круги - это лучше сделать ватной палочкой. А потом поставить точки - вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов».

Звучит фонограмма русских народных мелодий.

Дети приступают к работе. Воспитатель советует быть аккуратными, не забывать поворачивать игрушку и рисовать со всех сторон.

Физкультминутка

Воспитатель: «Потрудились мы на славу, а теперь нам необходимо отдохнуть».

Наклоняемся с хлопком,

И с хлопком потом встаём.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка, хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться — хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.

(Поворот головы вправо и влево.)

Воспитатель: «Молодцы, ребята. Садитесь на свои места».

Обсуждение работ.

Заключительная часть

Воспитатель: «Что же сегодня мы свами делали»?

Дети отвечают.

Воспитатель: «Верно, ребята сегодня мы расписывали наших коней дымковской росписью. Какие они у нас все красивые получились. Как у настоящих дымковских мастеров. Давайте мы с вами устроим выставку наших коней».

 82691ef95ddade4f4adc624013b6d7ee.jpg

«Русская ярмарка»

(Сценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы).

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Оформление зала: сцена оформлена в виде русской избы: деревянный домик, печь, скамеечка, кухонная утварь, рядом с домиком – искусственная береза.

Материал и оборудование: русские народные костюмы для детей, лотки с изделием народного промысла.

Ход.

Выходят ведущая и дети в русских народных костюмах под русскую народную песню «Весёлая ярмарка», становятся полукругом.

Ведущая:

С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть! Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправиться!

1-й Ребёнок:

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт!

2-й Ребёнок:

Ярмарка, ярмарка

Огневая, яркая, плясовая, жаркая.

Глянешь направо – лавки с товаром,

Глянешь налево – веселье даром.

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ.

Все вместе:

Ярмарку открываем, веселье начинаем.

Покупатель:

А на ярмарке товары:

Продаются самовары

Есть лопаты, вилы, санки.

И конфеты, и баранки,

Покупают люди сушки

И красивые игрушки.

Продавец:

Вот игрушки для души

Ох, матрешки хороши.

Пока матрешки друг в дружке –

Молчат, не поют частушки.

А поставишь их в ряд –

Запоют все вместе в лад.

Ведущая:

Эй, матрешки, выходите,

Друг на друга поглядите,

Гостям нашим поклонитесь,

И немного покружитесь.

( Или частушки.)

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрешки

Ложки деревянные

Матрешечки румяные.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам идем.

Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрешки.

Восемь - водят хоровод,

А девятая - поет.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две матрешки, три матрешки

И одна матрешечка.

Шли по ягоды матрешки

Позабыли взять лукошко.

И куда ж такую сласть

Мне теперь подружки класть!

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Ах матрешечка - матрешка,

Хороша - не рассказать!

Очень любят с тобой дети

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики,

Весело кружатся в танце

Яркие букетики.

Ведущая:

Эй, вы люди добрые!

Слушайте! Слушайте! Слушайте!

То не соколы  слетаются,

То мастера на ярмарку съезжаются!

(По завершению слов, дети, одетые в хохломские костюмы, встают возле лавки с изделиями Хохломы. Остальные дети – покупатели и гости ярмарки.)

Хохломские мастера:

Подходите! Подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

И не кольца, и не брошки –

Расписные чудо - ложки!

Покупатели:

Да откуда же товар,

Кто бы нам, друзья, сказал?

Хохломские мастера:  (загадка)

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Как зовут товар такой?

Покупатели: Это Хохлома!

А посуда хороша,

Так и радуется душа!

Ведущая:

Покупатели товаром любуются,

А ещё интересуются!

Вопросы покупателей:

- Почему так называется ваша посуда – Хохлома? (По названию села.)

- Из чего вы делаете свою посуду? (Из дерева липы и берёзы.)

- Как деревянная посуда становится золотой? (Сначала деревянную заготовку обмазывают глиной, потом покрывают лаком, потом натирают алюминиевым порошком и наносят узоры, затем снова покрывают лаком. После ставят в печь, где посуда и становится золотой!)

Ведущая:

Да, сложная работа у хохломских мастеров!

Хохломские мастера:

Налетайте! Налетайте!

Покупайте! покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Ведущая:

Покупаем чудо-ложки,

Поиграем мы немножко! (Кладёт несколько изделий в корзину.)

«Игра с ложками».

Передавайте ложки,

По нашему кружочку.

Найдите чудо - ложки

Для себя дружочка!

(У кого из детей оказались ложки на момент окончания слов, выходят в круг, играют на ложках, а остальные дети поют припев песни «Расписная ложка» (музыка и слова Н. Суховой).)

Ведущая:

Э-ге-гей! Солнце красное встаёт,

К другой лавке спешит народ!

(Дети в костюмах с городецкими мотивами встречают остальных ребят возле своей лавки.)

Городецкие мастера:

Есть у нас в стране местечко,

Где расписывают дощечки!

Вот на них растут цветы

Небывалой красоты.

Гирлянды птицы собирают,

Кони гривами играют!

Вы по Волге вниз спуститесь,

На другой берег поднимитесь,

Вас встретит, как родной отец,

Славный город Городец!

Ведущая:

 Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются!

Вопросы покупателей:

- Что украшают городецкие мастера своей росписью? (Солонки, разделочные доски, хлебницы, а также шкатулки, сундуки, прялки и другую домашнюю утварь.)

- Чем украшали посуду? (Цветами – розами, купавками, бутонами; волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей.)

- Почему городецкая роспись такая праздничная? (В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.)

Городецкие мастера:

Ох, Россия, ты Россия –

Слава не убавилась.

Городцом, ты Городцом

На весь мир прославилась!

Ведущая:

Будет дома красота

Из славного города - Городца! (Помещает несколько изделий в корзину.)

А теперь, мастера!

Подходите-ка сюда!

Ярмарку продолжаем,

С ленточкой поиграем!

«Игра с лентой».

Вышел(а) (имя) погулять,

Стал(а) подружку (друга) выбирать,

Стал(а) подружку (друга) выбирать

Кому ленту передать!

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку возьмись!

Мы считаем -1,2,3 –

Ну-ка, ленту забери!

(Проводится игра по аналогии с подвижной игрой «Платочек».)

Ведущая:

Пока дружно мы играли,

Мастера новые приезжали!

Лавку открывают,

Гостей к себе зазывают!

(Дети – «гжельские мастера» встречают гостей возле третьей лавки.)

Гжельские мастера:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых!

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпение –

Русская звонкая Гжель!

Ведущая:

Гости дорогие товары выбирайте,

И вопросы задавайте!

Вопросы покупателей:

- Из чего делают гжельскую посуду? (Из белой глины.)

- Почему посуда так называется – Гжель? (По названию деревни, а также потому, что её два раза обжигают в печи.)

- В чём особенность гжельской посуды? (Её расписывают только синей краской. Придают посуде причудливые , необычные формы – например, в виде разных животных.)

Гжельские мастера:

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней!

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

Ведущая:

Будем Гжель на стол мы ставить,

Умелых мастеров славить! (Пополняет корзину.)

(Подзывает к себе детей жестами.)

Мы сегодня чудеса видали,

Мы на ярмарке весёлой побывали!

К лавкам своим подойдите,

На товары поглядите!

(Дети выбирают товары)

Тары-бары, Тары-бары

Раскупили все товары!

А теперь честной народ,

Вместе встанем в хоровод!

Хоровод «Русский сувенир» (Песня «Русский сувенир» музыка и слова Э. Чуриловой).

Ведущая:

Ярмарка завершается,

Чаепитие начинается!

(Дети и гости угощаются пряниками)

0fb281c59224bbfe644bf7efae63f32e.jpg

Декоративное рисование на силуэтах различных ваз «Хохломской букет».

Цель: На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность, торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

Ход:

Дети, послушайте внимательно:

И богаты и красивы,

Гостю рады от души Кубки, чаши и ковши

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Воспитатель:

- О каком виде росписи говорится в этой загадке? (о хохломе)

- Правильно ребята, давайте еще раз вспомнит из чего состоит хохломской узор.

Хохломская роспись - это прежде всего растительный орнамент: стебли, листья, цветы, ягоды. Фон в основном жёлтый или чёрный, а иногда красный. Мастер выполняет роспись сразу кистью, без простого карандаша. Узор состоит из главной линии, которая похожа на завитки. Посмотрите, вот она. И около неё располагаются элементы: листочки, травки, усики, осочки (маленькие листочки, ягодки, завитки.

- Ребята, на что похож элемент «завиток»?

(дети сравнивают его с усиками бабочки)

- Дети, покажите, где травка, ягодки, завитки.

Обратите внимание, ягодки круглые, чёрные с белой точечкой, красные - с чёрной точечкой. Хохломские  мастера расписывали не только посуду, но и мебель.

А сейчас я вам предлагаю потренироваться в хохломских узорах.

Но сначала я хочу посмотреть, как работают ваши пальчики. Достаточно ли они гибки, чтобы красиво рисовать?

Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие»

Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони)

Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить)

Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»)

А дружные какие! (сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони

сжаты.)

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать.

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы

(на каждое слово дети делают хлопки)

Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки)

Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук)

Самый сильный, самый толстый и большой

(большими пальцами показывать из стороны в сторону)

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его

(большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются)

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине

(выводят средние пальцы из кулаков)

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый

(выводят безымянные пальцы)

А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы)

Очень (прижать к ладоням большие пальцы)

Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням)

И удал

Воспитатель: А теперь давайте попробуем нарисовать хохломские узоры   на силуэтах различных ваз (дети расписывают силуэты)

Воспитатель: Молодцы! У вас получились замечательные узоры!

c9e05d8653a827fdf43fadf35d27432b.jpg 

15 ноября 2017 в 13:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.