ГБОУ школа 1373 группа № 7 ОДО 4
Проект "Мини-музей Декоративно-прикладного искусства"Подготовили и провели: Воспитатели 1 квалификационной категории Серова Н. А.., Лукьянова М. С. Москва 2012-2013 Разделы: 1. Актуальность проекта 2.Цели 3.Задачи 4.Формы реализации 5. Ожидаемые результаты 6. Заключение 7.Приложение Участники проекта: дети – педагоги - родители По количеству участников: коллективный Тип проекта: познавательно-творческий По продолжительности реализации проекта: продолжительный. 1. Актуальность проекта Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность. Большое значение уделяется организации жизненного пространства в группе. Руководствуясь общими принципам организации зон развития, мы стремимся внести собственную «изюминку» в интерьер группы. Одной из таких «изюминок» является идея по созданию мини-музея декоративно – прикладного искусства. В последнее время, термин «музейная педагогика», получил широкое распространение в педагогической практике школьных и дошкольных учреждений. Роль музейной педагогики в образовательном процессе занимает особое место, в частности, при решении задач нравственно-патриотического, художественно-эстетического воспитания. Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Его восприятие зачастую ограничивается рамками домашних стен и стен детского сада. Поэтому использование мини-музеев помогает расширить представление детей, помочь им «погрузиться» в мир истории предметов, знаменательных событий, «прикоснуться» к культуре родного края. Одно из преимуществ мини-музеев, заключается в том, что они не требуют специально оборудованного помещения. А привлечение родителей к подбору материалов и экспонатов, способствует сближению интересов, вовлечению семьи в жизнедеятельность группы. Таким образом, роль мини-музея в образовательном пространстве детского сада имеет огромное значение 2. Цель создания мини - музея: Привлечь внимание детей и родителей к музеям; Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей; Обогащение развивающей среды группы; Использование новых форм работы с детьми и их родителями. 3. Задачи создания мини-музея: 1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ 2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами. 3. Обогащение опыта, знаний детей об окружающем предметном и социальном мире, о традициях и быте русского народа. 2. Формирование эстетического восприятия и нравственно-патриотических чувств дошкольников. 3. Приобщение родителей к проблемам дошкольного детства и установлению тесного сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников. Миссия мини-музея: Развитие познавательного интереса у детей. Участники: Воспитатели, дети средней - подготовительной группы, родители. Методические приемы: 1. Словесный: использование художественного слова, рассказ, беседа. 2. Игровой: дидактические игры 3. Наглядный: наблюдение, рассматривание предметов. 4. Практический: продуктивная деятельность 5. Анализ 4. Формы реализации: -беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве; -рассматривание видов росписи; -выполнение работ по изобразительной деятельности; -выполнение работ из глины; -подвижные и малоподвижные народные игры; -выставка детского творчества; -работа с родителями: -совместные работы с детьми; -консультация для родителей; -беседы; -обогащение предметно-развивающей среды; - оформление мини-музея декоративно-прикладного искусства. 5. Ожидаемый результат: -развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту народного прикладного искусства; -создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности; -умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, умение использовать для украшения оживки; -создание мини-музея декоративно-прикладного искусства. Музейные экспонаты собирались по разным принципам: • Принцип интеграции: где содержание музея позволило воспитателю познакомить детей с разными областями человеческой деятельности (Лепка из глины, резьба по дереву, роспись глиняных и деревянных изделий) • Принцип деятельности: возможность реализовать разные виды Художественно - эстетического развития (аппликация, лепка из глины, рисование.) • Принцип культуросообразности: приобщение к бережному отношению к предметам рукотворного мира. • Принцип гуманизации: в нашем мини-музее созданы условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживается его инициатива, творческая деятельность в образовании. • Принцип разнообразия (большое количество разнообразных экспонатов) • Принцип экологичности (все предметы музея безопасны для здоровья детей) • Принцип безопасности. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея. • Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой совместной деятельности и самостоятельной детской деятельностью, отражает тематику образовательной деятельности. • Принцип партнёрства: мини-музей является результатом сотрудничества взрослых и детей. Важно не только создать сам мини-музей, но интересно и содержательно организовать в нём работу. Организация познавательно- исследовательской деятельности в рамках мини-музея осуществляется через: • формирование и организация коллекций • совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт); • использование метода проектов в образовательной работе с детьми; • организация экскурсий, занятий, тематических вечеров и музейных праздников, • взаимодействие с предметной средой музея и друг с другом; При создании и разработки мини-музея мы опирались на основные компоненты образовательной среды детского музея: • материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование. • личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности. Ребёнок овладевает миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов. Раздел «Экспонаты». Приобщить детей к декоративно-прикладному искусству Раздел Картотека игр, загадок, стихов. Раздел «Подбор литературы» иллюстрированные альбомы, метод. Литература.
6. Заключение Дети владеют знаниями о различных видах народного декоративно-прикладного искусства; • обладают знаниями о центрах народных художественных промыслов России, об истории их возникновения; • умеют составлять узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи; • родители приобрели опыт общения со своими детьми на тему народного прикладного искусства, повысили свою компетентность о народных промыслах России; • создан мини-музей декоративно – прикладного искусства в группе. После завершения проекта дети приобрели следующие качества: Личностные: самоопределение, опыт коллективной работы, осознание своей значимости, самообразование, умение оценивать свои поступки, познавательный интерес к миру, коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, умение работать с информацией, развитие элементов логического мышления Предметные: систему элементарных знаний умений и навыков, доступных пониманию ребенка-дошкольника по теме: «Декоративно-прикладное искусство», «Народные промыслы».
Перспективный план работы с мини-музеем декоративно – прикладного искусства в средней и старшей группе № 5 на 2012 год.
Перспективный план работы с мини-музеем декоративно – прикладного искусства в старшей и подготовительной группе № 5 на 2013 год.
Приложение. Беседа с детьми «Дымковская игрушка». Рассказ о промысле. Цель: Познакомить детей с историей дымковской игрушки, формировать знания об особенностях создания росписи, учить выделять особенности узора. Ход беседы: С высокого берега Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман поднимается от реки, село это – будто дымкой окутано , все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская». Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного что серости серей. В ней что – то есть от радуги, от капелек росы. В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы! Вначале были только свистульки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для особого праздника, который не справляли нигде. Он назывался «Свистунья» Необыкновенный был праздник. Весь город дня три гулял на большой площади – с музыкой, качелями и каруселями, плясками и песнями и непрерывным, заливистым свистом. Когда идешь к площади, то кажется, что медленно взбираешся на какую-то большую гору. Потом понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей на все лады, волнующейся толпы, кажется, что плывешь по воздуху. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют наряженным веселым товаром. Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и игрушки. Свистом оглушается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всех слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название – «Свистунья». Все люди смеются и бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад. Этот блеск и свист сначала озадачивают, А потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью во сне – в глазах и в ушах стоит что-то яркое и радостно- нежное. Это праздник свистунья. С давних времен славится город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста. Зимой после праздников дымковские игрушки ставили между оконными стеклами. Они украшали дома. За окном – снег, сугробы, а в окнах в любую непогоду ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки. Послушайте, как дымковские мастера делают свои игрушки. Красную мягкую глину для игрушек берут неподалеку от Дымково. Ее смешивают с мелким просеянным речным песком. Мастерица быстро мнет приготовленную глину и лепит из нее фигурку козлика, петуха или другую игрушку. Чтобы поверхность игрушки была гладкой, ее заглаживают мокрой тряпочкой. Потом дня два-три игрушки подсыхают в комнате. Затем их обжигают в печах. Игрушки становятся твердыми. Когда игрушки остынут, их белят мелом разведенном на молоке. А затем фигурки «наряжают». Их расписывают разными красками с помощью мягких кисточек. И выходят из под кисточек узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко- ярко. Кружочки, клеточки, полоски- Простой, казалось бы, узор.., Но отвести не в силах взор. Краски малиновые, красные, зеленые, оранжевые, желтые, синие – пестро и весело, как в хороводе! Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото» (мягкая позолоченная фольга) . Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче. И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки, а сказочных коней, индюков, похожих на жар – птиц, баранов в штанишках, барыней и кавалеров и многое другое и все это - настоящее чудо, все игрушки как многоцветное солнышко! Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. На самом же деле, что бы делать такие игрушки, нужен особый талант. Дымковские игрушки знают не только в нашей стране. Видели их на выставках и в других странах. И там люди радовались, глядя на русские задорные игрушки. Мы игрушки знатные, Складные, да ладные. Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся! Загадка. Веселая красная глина, Кормилицы и водоноски, Кружочки, полоски на ней, И всадники, и ребятня, Козлы и барашки смешные, Собачки, гусары и рыбы. Табун разноцветных коней. А ну, назовите меня. (Дымк. Игр) Беседа «Сине-белое чудо Гжели». Рассказ о промысле. Цель: Познакомить детей с гжельским народным промыслом. Материал: Изделия гжельских мастеров, картинки с изображением посуды и других предметов, расписанных гжельской росписью, аудио запись стихотворения П. Синявского «Гжель». Ход беседы: Давным - давно, была найдена глина пригодная для изготовления керамических изделий. А ещё позже появились в России первые фабрики, на которых изготавливали разнообразную керамическую посуду, кувшины для кваса, декоративные настенные тарелки, маленькие скульптуры (фигурки людей, животных). Старые мастера любили расписывать свои изделия диковинными птицами, цветками, сценками из жизни людей. И были все изделия так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась по всей России. И гжельскую посуду стали называть «лучшей, что делают во всей России». Работы старых мастеров сохранились и до наших дней. Сейчас их можно увидеть только в музеях. Но мой рассказ о Гжели, которая явилась к нам в новом, бело- синем наряде. Много мастеров, все делают масленки, чашки, кувшины, но у всех эти вещи получаются совсем разные, непохожие друг на друга. Любое изделие сначала зарождается в мастерской художника. Задумал художник создать чашку. Какой она будет? Невысокой и круглой. Прямой, как стакан. Похожей на бочонок. И ручки для чашки придумал удобные: фигурные, затейливые. Но главное - роспись. Придумал и все нарисовал на бумаге. Красиво получилось! Затем художник вылепил чашку из пластилина, чтобы все увидели, какой она будет. Вот теперь её можно отправлять на завод. На заводе, одни мастера делают по образцу художника форму чашки, другие - расписывают её, третьи - отправляют в специальную печь для обжига. И лишь тогда чашка готова. Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Но в одном они одинаковы- в цвете: бело- синем. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок, который называется «гжельская роза». Есть крупные и маленькие, разбросанные по поверхности чашки или масленки. То мы видим букет из нескольких роз, то лишь лепестки. Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, масленки. Кружки, все необычной формы, с крышками украшенными фигурками и без крышек, с витиеватыми ручками. То по ним шагает сказочная птица, то изображен гжельский заводик. А чайники! На одном – изображена сценка «Чаепитие», а другой- раздуло от важности, такой он пузатый. Лепестками розы украшен верхний край чайника и крышка. Гжельские художники дают названия своим произведениям. Масленка «Рыба-кит», как будто кит плывет по волнам. А на спине сказка: город с башенкой и церквушкой, и добрый молодец скачет на коне, а за ним бежит собачка. Масленка «Колокол», её крышка напоминает колокольчик, на верху которого сидит птичка. Кажется, что откроешь крышку- птичка улетит и раздастся мелодичный звон. Масленка «Лужок»- разукрашена травкой и цветами. Всякую вещь сделанную в Гжели можно долго рассматривать, и о каждой можно сочинить сказку или рассказ. Итог занятия-беседы: Ребята, как вам кажется можно назвать гжельскую посуду «Лучшей из всех делаемых в России»? - Конечно, можно, Гжель несет в себе национальные черты России, в ней выражен народный характер. Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Тема «Дымковский конь» Подготовила: Воспитатель Серова Н.А. Цель. Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего; как, кем сделана; как украшена; какая по характеру. Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам, использовать приём раскатывания цилиндра, сгибания его и разрезания стекой с одного конца. Развивать эстетическое восприятие. Предварительная работа. Беседа о народных промыслах, рассматривание экспонатов в мини-музее группы. Материалы, инструменты, оборудование. Глина, подставки для изготовленных работ, клеёнки, стеки, салфетки бумажные и матерчатые, дымковская игрушка, наглядно-демонстрационный материал, магнитофон, фонограммы русских народных мелодий. Ход занятия. Воспитатель: «Ребята, сегодня утром нам в группу доставили посылку. Давайте посмотрим для кого же она и от кого.». Воспитатель читает кому пришла посылка: «г. Москва, ул.Челябинская, д.5 а, Детский сад № 2519, группа № 5 «Непоседы» для мини-музея. А обратный адрес почему-то не указан. Посмотрим, что в посылке?» Дети: «Да!!!!» Воспитатель достаёт из посылки дымковскую игрушку – коня и читает наизусть потешку: Конь бежит, Вся земля дрожит, В поле травушка-муравушка Ничком лежит «Ребята, как вы думаете, откуда могла прибыть к нам эта посылка с таким расписным конём?» Предлагает детям внимательно его рассмотреть. Дети: «Из села Дымково» Воспитатель: «А почему вы так думаете?» Дети отвечают. Воспитатель: «Давайте мы с вами тоже слепим таких же красивых коней. Посмотрите ещё раз на него, как вы думаете, каким способом лучше его лепить?» Дети предлагают различные способы лепки. Воспитатель: «Давайте слепим его так, как это делают народные умельцы села Дымково. Посмотрите внимательно, как я это делаю. Сначала надо создать исходную форму - цилиндр. Один конец цилиндра надрезаю стекой, оттягиваю образовавшиеся части и делаю из одной части шею с головой, а из другой - ноги. Шею поднимаю вверх, немного изгибаю, чтобы получилась голова. Ноги делаю из другой части: надрезаю стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваю и закругляю. Другой конец цилиндра слегка вытягиваю, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. Чтобы конь получился красивым, надо его сгладить со всех сторон и добавить ему хвост и гриву: можно слегка оттянуть и прищипнуть глину, а можно вылепить их отдельно, скатав тоненькие колбаски, переплести их между собой. Звучит фонограмма русских народных мелодий. Дети приступают к работе. По ходу занятия воспитатель помогает детям советами, индивидуаль¬ным показом, наводящими вопросами. Физкультминутка. Воспитатель: «Потрудились мы на славу, а теперь нам необходимо отдохнуть». Вот помощники мои, Их, как хочешь, поверни. По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок. Воспитатель: «Молодцы, ребята. Садитесь на свои места». Обсуждение работ. Заключительная часть Воспитатель: «Что же сегодня мы свами делали»? Дети отвечают. Воспитатель: «Верно, ребята, сегодня мы с вами лепили замечательных коней, а в следующий раз мы распишем их дымковской росписью. А пока мы поставим наших коней на подставки и дадим им высохнуть. Декоративное рисование на объёмной форме Тема «Кони расписные» Подготовила: Воспитатель Серова Н.А. Цель: Продолжать знакомить детей со спецификой декора дымковских игрушек (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками - рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Воспиты-вать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Предварительная работа: Лепка коней из глины на занятии по лепке, побелка их белой гуашью. Материалы, инструменты, оборудование: Вылепленные из глины кони, гуашевые краски, кисточки, ватные па¬лочки, баночки с водой, салфетки, подставки для вылепленных фигурок, дымковская игрушка, наглядно-демонстрационный материал, магнитофон, фонограммы русских народных мелодий. Ход занятия. Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку: Высока, красива, Чуточку игрива, На могучей шее Есть густая грива. В деревенской жизни Людям помогает: Грузы перевозит, Всех подряд катает. Может и цветочки Пожевать украдкой. Мы даем ей сено И зовем … Дети: «Лошадкой» Воспитатель: «В прошлый раз мы с вами лепили коней. Из чего мы их лепили?» Дети: «Из глины». Воспитатель: «Сегодня мы будем расписывать наших коней дымковской росписью. Давайте с вами вспомним, какие элементы дымковской росписи мы знаем». Дети перечисляют их, воспитатель показывает, как они рисуются. Воспитатель: «Ребята, посмотрите внимательнее на дымковские узоры. Какими красками мастерицы расписывают игрушки?» Дети отмечают, что все цвета яркие, нарядные, праздничные - жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный, есть немного чёрного для оформления глаз, хвоста, копыт, гривы, носа. Воспитатель показывает варианты оформления коней и поясняет последовательность работы: «Посмотрите ребята, как дымковские мастерицы расписывают глиняных коней. Сначала нужно взять тонкую кисточку и чёрной краской очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву и очень аккуратно нарисовать глаза. Затем нужно очень хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек. Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании. Узор на лошадке идёт рядами сверху вниз - по ногам и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все круги - это лучше сделать ватной палочкой. А потом поставить точки - вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов». Звучит фонограмма русских народных мелодий. Дети приступают к работе. Воспитатель советует быть аккуратными, не забывать поворачивать игрушку и рисовать со всех сторон. Физкультминутка Воспитатель: «Потрудились мы на славу, а теперь нам необходимо отдохнуть». Наклоняемся с хлопком, И с хлопком потом встаём. Вниз и вверх, вниз и вверх, Ну-ка, хлопни громче всех! (Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться — хлопнуть над головой.) На одной ноге мы скачем, Как упругий звонкий мячик. На другой поскачем тоже, Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ножке.) Головой вращаем плавно, Смотрим влево, смотрим вправо. (Поворот головы вправо и влево.) Воспитатель: «Молодцы, ребята. Садитесь на свои места». Обсуждение работ. Заключительная часть Воспитатель: «Что же сегодня мы свами делали»? Дети отвечают. Воспитатель: «Верно, ребята сегодня мы расписывали наших коней дымковской росписью. Какие они у нас все красивые получились. Как у настоящих дымковских мастеров. Давайте мы с вами устроим выставку наших коней».
«Русская ярмарка» (Сценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы). Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры. Оформление зала: сцена оформлена в виде русской избы: деревянный домик, печь, скамеечка, кухонная утварь, рядом с домиком – искусственная береза. Материал и оборудование: русские народные костюмы для детей, лотки с изделием народного промысла. Ход. Выходят ведущая и дети в русских народных костюмах под русскую народную песню «Весёлая ярмарка», становятся полукругом. Ведущая: С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть! Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправиться! 1-й Ребёнок: Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идёт! 2-й Ребёнок: Ярмарка, ярмарка Огневая, яркая, плясовая, жаркая. Глянешь направо – лавки с товаром, Глянешь налево – веселье даром. Солнце красное встает, Спешит на ярмарку народ. Все вместе: Ярмарку открываем, веселье начинаем. Покупатель: А на ярмарке товары: Продаются самовары Есть лопаты, вилы, санки. И конфеты, и баранки, Покупают люди сушки И красивые игрушки. Продавец: Вот игрушки для души Ох, матрешки хороши. Пока матрешки друг в дружке – Молчат, не поют частушки. А поставишь их в ряд – Запоют все вместе в лад. Ведущая: Эй, матрешки, выходите, Друг на друга поглядите, Гостям нашим поклонитесь, И немного покружитесь. ( Или частушки.) Дуйте в дудки, бейте в ложки В гости к нам пришли матрешки Ложки деревянные Матрешечки румяные. Очень любим мы, матрешки, Разноцветные одежки. Сами ткем и прядем, Сами в гости к вам идем. Весь народ глядит в окошки, Танцевать пошли матрешки. Восемь - водят хоровод, А девятая - поет. Шли подружки по дорожке, Было их немножечко: Две матрешки, три матрешки И одна матрешечка. Шли по ягоды матрешки Позабыли взять лукошко. И куда ж такую сласть Мне теперь подружки класть! Мышку встретили подружки И попрятались друг в дружке А которая осталась, Больше всех перепугалась. Ах матрешечка - матрешка, Хороша - не рассказать! Очень любят с тобой дети В нашем садике играть. Щечки яркие, платочек, По подолу цветики, Весело кружатся в танце Яркие букетики. Ведущая: Эй, вы люди добрые! Слушайте! Слушайте! Слушайте! То не соколы слетаются, То мастера на ярмарку съезжаются! (По завершению слов, дети, одетые в хохломские костюмы, встают возле лавки с изделиями Хохломы. Остальные дети – покупатели и гости ярмарки.) Хохломские мастера: Подходите! Подходите! На товары поглядите! Привезли издалека Мы не ситцы, не шелка, И не кольца, и не брошки – Расписные чудо - ложки! Покупатели: Да откуда же товар, Кто бы нам, друзья, сказал? Хохломские мастера: (загадка) Листочки, ягодки, цветочки, Стебелёчек, завиток. Здесь хозяева три цвета: Черный, красный, золотой. Как зовут товар такой? Покупатели: Это Хохлома! А посуда хороша, Так и радуется душа! Ведущая: Покупатели товаром любуются, А ещё интересуются! Вопросы покупателей: - Почему так называется ваша посуда – Хохлома? (По названию села.) - Из чего вы делаете свою посуду? (Из дерева липы и берёзы.) - Как деревянная посуда становится золотой? (Сначала деревянную заготовку обмазывают глиной, потом покрывают лаком, потом натирают алюминиевым порошком и наносят узоры, затем снова покрывают лаком. После ставят в печь, где посуда и становится золотой!) Ведущая: Да, сложная работа у хохломских мастеров! Хохломские мастера: Налетайте! Налетайте! Покупайте! покупайте! Нет изделий краше Хохломы нашей! Ведущая: Покупаем чудо-ложки, Поиграем мы немножко! (Кладёт несколько изделий в корзину.) «Игра с ложками». Передавайте ложки, По нашему кружочку. Найдите чудо - ложки Для себя дружочка! (У кого из детей оказались ложки на момент окончания слов, выходят в круг, играют на ложках, а остальные дети поют припев песни «Расписная ложка» (музыка и слова Н. Суховой).) Ведущая: Э-ге-гей! Солнце красное встаёт, К другой лавке спешит народ! (Дети в костюмах с городецкими мотивами встречают остальных ребят возле своей лавки.) Городецкие мастера: Есть у нас в стране местечко, Где расписывают дощечки! Вот на них растут цветы Небывалой красоты. Гирлянды птицы собирают, Кони гривами играют! Вы по Волге вниз спуститесь, На другой берег поднимитесь, Вас встретит, как родной отец, Славный город Городец! Ведущая: Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются! Вопросы покупателей: - Что украшают городецкие мастера своей росписью? (Солонки, разделочные доски, хлебницы, а также шкатулки, сундуки, прялки и другую домашнюю утварь.) - Чем украшали посуду? (Цветами – розами, купавками, бутонами; волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей.) - Почему городецкая роспись такая праздничная? (В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.) Городецкие мастера: Ох, Россия, ты Россия – Слава не убавилась. Городцом, ты Городцом На весь мир прославилась! Ведущая: Будет дома красота Из славного города - Городца! (Помещает несколько изделий в корзину.) А теперь, мастера! Подходите-ка сюда! Ярмарку продолжаем, С ленточкой поиграем! «Игра с лентой». Вышел(а) (имя) погулять, Стал(а) подружку (друга) выбирать, Стал(а) подружку (друга) выбирать Кому ленту передать! Поклонись, поклонись, Да за ленточку возьмись! Мы считаем -1,2,3 – Ну-ка, ленту забери! (Проводится игра по аналогии с подвижной игрой «Платочек».) Ведущая: Пока дружно мы играли, Мастера новые приезжали! Лавку открывают, Гостей к себе зазывают! (Дети – «гжельские мастера» встречают гостей возле третьей лавки.) Гжельские мастера: Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых! Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых! Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель. Ласка, забота, тепло и терпение – Русская звонкая Гжель! Ведущая: Гости дорогие товары выбирайте, И вопросы задавайте! Вопросы покупателей: - Из чего делают гжельскую посуду? (Из белой глины.) - Почему посуда так называется – Гжель? (По названию деревни, а также потому, что её два раза обжигают в печи.) - В чём особенность гжельской посуды? (Её расписывают только синей краской. Придают посуде причудливые , необычные формы – например, в виде разных животных.) Гжельские мастера: И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней! Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель! Ведущая: Будем Гжель на стол мы ставить, Умелых мастеров славить! (Пополняет корзину.) (Подзывает к себе детей жестами.) Мы сегодня чудеса видали, Мы на ярмарке весёлой побывали! К лавкам своим подойдите, На товары поглядите! (Дети выбирают товары) Тары-бары, Тары-бары Раскупили все товары! А теперь честной народ, Вместе встанем в хоровод! Хоровод «Русский сувенир» (Песня «Русский сувенир» музыка и слова Э. Чуриловой). Ведущая: Ярмарка завершается, Чаепитие начинается! (Дети и гости угощаются пряниками) Декоративное рисование на силуэтах различных ваз «Хохломской букет». Цель: На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность, торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству. Ход: Дети, послушайте внимательно: И богаты и красивы, Гостю рады от души Кубки, чаши и ковши И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета И ромашки луговин. Воспитатель: - О каком виде росписи говорится в этой загадке? (о хохломе) - Правильно ребята, давайте еще раз вспомнит из чего состоит хохломской узор. Хохломская роспись - это прежде всего растительный орнамент: стебли, листья, цветы, ягоды. Фон в основном жёлтый или чёрный, а иногда красный. Мастер выполняет роспись сразу кистью, без простого карандаша. Узор состоит из главной линии, которая похожа на завитки. Посмотрите, вот она. И около неё располагаются элементы: листочки, травки, усики, осочки (маленькие листочки, ягодки, завитки. - Ребята, на что похож элемент «завиток»? (дети сравнивают его с усиками бабочки) - Дети, покажите, где травка, ягодки, завитки. Обратите внимание, ягодки круглые, чёрные с белой точечкой, красные - с чёрной точечкой. Хохломские мастера расписывали не только посуду, но и мебель. А сейчас я вам предлагаю потренироваться в хохломских узорах. Но сначала я хочу посмотреть, как работают ваши пальчики. Достаточно ли они гибки, чтобы красиво рисовать? Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие» Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони) Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить) Шалунишки, шалуны (движение «фонарики») А дружные какие! (сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.) Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать. Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки) Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки) Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук) Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами показывать из стороны в сторону) Стёпа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются) А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков) А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы) А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы) Очень (прижать к ладоням большие пальцы) Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням) И удал Воспитатель: А теперь давайте попробуем нарисовать хохломские узоры на силуэтах различных ваз (дети расписывают силуэты) Воспитатель: Молодцы! У вас получились замечательные узоры!
15 ноября 2017 в 13:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.